Как зимуют кустарники. Подготовка сада к зиме: какие работы выполнить осенью

Как зимуют деревья и другие растения: познавательные рассказы и сказки о деревьях зимой для детей, наблюдения за деревьями в природе, видео для детей.

Как зимуют деревья?

Идет последний месяц зимы. На дворе — морозы. Люди переоделись в теплые зимние куртки, шубы, дубленки. Звери тоже ходят в лютую стужу в теплых зимних шубах. А как же деревья? Есть ли у них шубы? Оказывается, есть! Гуляя с ребенком на улице, подойдите к деревьям, погладьте их кору и расскажите о том, какие необычные невидимые для нас шубы носят деревья зимой! 🙂

Как зимуют деревья: Есть ли у деревьев зимние шубы?

Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям выжить в холодные суровые зимы.

Готовятся ли деревья в зиме? Конечно!

Во-первых, летом все деревья приготовили себе теплые «шубы». Что это за шубы? «Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы.

Во-вторых, осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их.

Откуда берутся трещины на коре деревьев?

Наверное, все вы видели трещины на деревьях. Рассмотрите их с ребенком. Интересно, откуда они берутся?

Причина проста. Наступит зимой неожиданная оттепель, а ночью вдруг грянет сильный мороз. И «шубы» деревьев охлаждаются и сжимаются — «съёживаются» и … рвутся. Эти трещины остаются на дереве на всю его жизнь.

Может ли мороз убить дерево?

Порассуждайте с ребенком на эту тему, выслушайте его предлоположения. А потом прочитайте ответ на этот вопрос, которые Вы найдете в рассказе В. Бианки

В. Бианки. Лес зимой

Может ли мороз убить дерево?

Конечно, может.

Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой сердцевины, - оно умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью - молоденьких. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.

Кормиться, расти, производить на свет потомство - всё это требует большого расхода сил, энергии, большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельными, погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нём пробковый слой, вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями.

Мало и пробкового панциря. Если лютый мороз сумеет и под него пробиться, он встретит в живом теле растения надёжную химическую оборону. К зиме в соках деревьев откладываются различные соли и крахмал, превращенный в сахар. А раствор солей и сахара очень холодоустойчив.

Но самая лучшая защита от морозов - пушистое снежное покрывало. Известно, что за­ботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Нет, как ни лютуй мороз - не убить ему нашего северного леса!

Выстоит наш Бова-королевич против всех бурь и буранов.

Спросите детей после чтения рассказа:

  • Как деревья «обманывают» морозы? Как они к ним готовятся?
  • Какие деревца больше боятся морозов – молоденькие тонкие или старые и толстые? Почему? Очень важно чтобы ребенок понял логические причинно-следственные взаимосвязи, и мог объяснить причину. А не просто запомнил «правильный ответ».
  • Что самая лучшая защита от морозов? Как люди помогают кустам и деревцам пережить лютую зиму? А твои бабушка и дедушка на даче помогают перед зимой растениям — готовят их к зимовке? Как?

Видео для детей о жизни деревьев зимой

По материалам моей статьи есть видео. Совершенно случайно я нашла его в интернете. Согласия на создание этого видео у меня не брали, авторство тоже не указали, но видео получилось интересным для детей, поэтому я решила выложить его в статье. В видео — чтение моего рассказа о деревьях (который вы прочитали выше) дано в сопровождении картинок.

Кто как зимует: как зимуют травы?

Травы бывают однолетние и многолетние. Однолетние растения осенью дают семена и погибают. А многолетники готовятся к зиме. Они накапливают в корневищах «еду» на зиму. И прячутся под толстым слоем пушистого белого снега – там и зимуют. Снег для них как пушистый теплый ковер, который согревает травы и не дает им замерзнуть. Когда весной снег растает, он напоит землю, и травы будут снова хорошо расти.

Некоторые растения сохраняют на зиму листья. Например, брусника зимует под снегом с зелеными листочками. Клюква тоже зимует даже вместе с ягодами. И весной можно собирать перезимовавшие ягоды клюквы. Говорят, что они очень сладкие.

Послушай, как разговаривали друг с другом зимой под снегом Брусника и Клюква.

Э. Шим «Брусника и Клюква»

А у меня-то, у Брусники, что есть! Под снегом я и листочки зелёные до весны сберегла, и даже - хи-хи! - ягодки…

Подумаешь, ягодки! Сморщенные, кислые.

Да ведь весной и такие редкость!

Ничего не редкость. Вот у меня, у Клюквы, полно ягод под снегом сохранилось. И не твоим чета: крупны, сладки, нежны… Ещё лучше, чем осенью!

Трудно зимой лесным жителям. Вот и зайчик мечтает о зеленой травке и сочных листочках. А где же их зимой найти можно? Догадался? Хочешь узнать? Секрет нам расскажет мышка – полёвка. Послушай, как она разговаривала с зайчиком в зимнем лесу.

Н. Сладков. Заяц и полёвка

Зайчик - Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть - терпи до весны. А где ещё та весна - за горами да за морями…

Мышка - Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

Травы — самые юные и молоденькие зимовщики! Прочитайте детям рассказ о том, как молоденькие зимовщики живут зимой

В. Бианки «Молоденькие зимовщики»

Деревья и многолетние травы приготовились к зимовке. А однолетние травы уже рассеяли свои семена.

Но не все однолетники будут зимовать в виде семян. У некоторых они уже проросли. Очень много однолетников-сорняков взошло на перекопанных огородах. На голой тёмной земле видны розеточки выемчатых листочков пастушьей сумки, и похожие на крапиву пушистые листики пурпуровой яснотки, и крошечная пахучая ромашка, и анютины глазки, и ярутка, и, конечно, назойливая мокрица. Все эти растеньица собираются зимовать, прожить под снегом до следующей осени.

Сказки и рассказы о деревьях зимой

Почему у деревьев к зиме опадают листья?

Очень необычный и очень поэтический ответ на этот вопрос Вы найдете в замечательном мультфильме, сделанном детьми по мотивам датской легенды.

Павлова Н. Деревья зимой. Рассказ

Всё зелёное, что так радовало глаз весной и летом, исчезло или спрятано глубоко под снегом.

Сосны, ели да оголённые кроны спящих лиственных деревьев — вот и всё, что можно сейчас наблюдать из растительного мира. Ну, что же! И это лучше, чем ничего.

Если приятно увидеть липу, клён или дуб летом, вдвое приятнее узнать их при встрече зимой. Узнать издалека, как узнаёшь старого знакомого по походке, по какому-нибудь одному ему свойственному жесту.

Вот вдали дерево, у которого все ветки изогнутые, плавно-округло изогнуты — в середине прогибаются книзу, наверху опять поднимаются. Это липа. Можно проверить, на ней или под ней на снегу, наверное, ещё сохранились крылатые липовые орешки.

А вот мощное дерево с засохшими листьями на верхушках ветвей. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить всю листву до морозов, и убитые листья остаются на ветвях.

А это небольшое дерево издали узнать, может, и не так легко, но вблизи уже не ошибёшься: ни у одного другого нет таких маленьких чёрных шишечек, как у ольхи.

А у ясеня на ветвях висят целые грозди длинных узких плодов-крылаток. Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с клёном. А так у них есть общая черта, которая у других наших деревьев не встречается: все ветки у них расположены попарно.

Это самый хороший признак для того, чтобы отличить клён. Ведь разных клёнов в садах и парках очень много, и листья у них до того разнообразные, что иной раз не хочется верить, что это всё клёны.

Но стоит только посмотреть, как сидят эти листья, как расположены ветки, чтобы убедиться.

Вот парочка молодых побегов, над нею наперекрест вторая, выше, опять наперекрест…

Да, это клён несомненно!

А вот дерево…

Впрочем, каждый сам по-своему может научиться узнавать деревья и кустарники зимой. Это нетрудно, ведь у них сохранилось столько примет!

А теперь хочется дать ещё совет тому, кто соскучился по красоте природы, кто жаждет вновь пережить радость, восторг и изумление.

Горячо советую встать на лыжи и отправиться в молодой еловый лес.

Никакими словами не передать очарования совершенно преображённого снежной скульптурой сказочно великолепного волшебного леса.

Это не передать. Это надо увидеть самому.

Сказка «Дерево». Г. Цыферов

» Дружил Медвежонок с деревом. Однажды Дерево сказало ему:

— Скоро осень.

— А как ты догадался, — удивился Медвежонок, — ведь у тебя и глаз нет?»

Остановите чтение рассказа и спросите малыша, откуда дерево узнало, что наступила осень и скоро будет зима? Как оно это могло почувствовать, если у него нет глаз?

А потом прочитайте ответ Дерева:

«Зато я всё чувствую, — ответило Дерево. — Раньше я держало в зелёных ладошках горячие солнечные лучи, теперь я чувствую: они стали холодными».

Спросите у малыша, что за зеленые ладошки есть у деревьев? Как же они чувствуют, что скоро будет зима и пора к ней готовиться? (день становится короче, воздух холоднее)

Как зимуют деревья: наблюдаем деревья на прогулке с детьми

Зимой очень удобно рассматривать деревья. Вот несколько идей для наблюдений с детьми:

Наблюдение 1. Деревья и кусты. У деревьев один ствол — большой, мощный, он начинается от корней у земли и идет вверх до ветвей. А чем от деревьев отличается куст? У куста несколько стволов как будто толстые ветви из земли торчат. Найдите с ребенком несколько деревьев и несколько кустарников во дворе и в парке. Назовите их ребенку.

Наблюдение 2. Крона деревьев и их кора. Как отличить деревья зимой друг от друга, когда на них нет листьев? По кроне или по коре. Например, крона березы отличается тем, что у нее веточки висят вниз — «крона повислая». А у дуба крона раскидистая, другой формы — как шатёр, купол, ветви толстые, извилистые. Кора у деревьев тоже разная — погладьте ее, рассмотрите внимательнее, расскажите, как по коре можно узнать, какое это дерево (дуб, береза, рябина, липа, тополь). У березы и осины кора гладкая, но по цвету разная. У ели — шершавая. У ясеня — с трещинками. У дуба — толстая, с глубокими трещинами. У сосны — пластинчатая, с как бы отстающими пластинками.

Научить ребенка отличать зимой деревья друг от друга. Вам поможет в этом увлекательная познавательная сказка для малышей Н. Павловой «Зимняя пирушка». А когда дети научатся различать деревья, поиграйте в речевую игру — загадку. Вы описываете дерево (ствол, кору, ветви), а дети отгадывают. Потом дети Вам загадывают свои загадки, а Вы отгадываете.

Н. Павлова. Зимняя пирушка

Заяц все лето кормил хромую белку: озорной мальчишка перебил ей лапку. А когда белка поправилась, она простилась с зайцем и сказала:

Спасибо тебе, зайчик, спасибо! Смотри никаких запасов на зиму себе не делай. Летом ты меня кормил, зимой я тебя прокормлю.

Но с того дня заяц белку не видел. Последняя трава скрылась под снегом. И остались зайцу, чтобы поглодать, только голые веточки да кора. В непогоду он часто голодал. Тогда он вспоминал белку, и ему становилось веселее: «Стоит мне только ее найти, тогда заживем!»И вот наконец заяц наткнулся на белку. Она сидела на сучке у своего дупла.

Здравствуй, - крикнул заяц, - какое счастье, что я тебя нашел! Ведь как раз сегодня я с утра ничего не ел.

Ладно, ладно, поставлю для друга самовар, - сказала белка. - Вот только принес бы ты мне березовых веток, я бы из них угольков нажгла.

А белка-то хитрила. Ей стало жаль своих запасов. И она нарочно отослала зайца. «Когда-то он еще найдет березку , - думала белка.- Я тем временем потихоньку перетащу все свои запасы в другое дупло и сделаю вид, будто меня куница съела».

Но не успела белка вдеть в иголку нитку, чтобы починить мешок, а заяц тут как тут.

На, получай березовые ветки, хлопотунья!

Да ведь березу-то нетрудно найти , - сказал заяц, - с опушки видно, как березнячок белеется.

Угольки-то у меня будут, а разжечь-то мне их нечем. Принес бы ты мне осиновых веток, я бы из них спички сделала.

Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, осину -то ты зимой не скоро отыщешь: ведь без листьев все деревья друг на друга похожи, одна березка белая ото всех отличается».

Но не успела белка первую заплату на мешок положить, а заяц уж тут как тут.

На, получай осиновые ветки, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся, - сказала белка.

Да ведь осину-то нетрудно найти , - сказал заяц, - осинничек как частокол стоит. Осинки тоненькие, пряменькие, серо-зеленые, а кора у них горькая.

«Это верно», - подумала белка. И давай хитрить дальше:

Самоварчик-то я поставлю, а как я на стол накрою? Ведь стола-то у меня нету. Принес бы ты мне дубовых бревнышек, напилила бы я лесочки, сделала бы дубовый стол.

Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, дуб -то ты зимой не скоро отыщешь».

Но не успела белка десяти орешков в мешок сложить, а заяц уж тут как тут.

На, получай дубовые бревнышки, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся, - сказала белка.

Да ведь дуб-то нетрудно найти , - сказал заяц, -большой, толстый да корявый, а на веточках зимой, как флаги, висят засохшие листья.

«Это верно», - подумала белка. И давай хитрить дальше:

Стол-то я сделаю, а пошаркать его нечем. Принес бы ты мне липовой мочалки.

Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, липу -то ты зимой не скоро отыщешь!»

Но не успела белка мешок с орехами перевязать, а заяц тут как тут.

На, получай липовую мочалку, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся.

Да ведь липу-то нетрудно найти ,- сказал заяц, - у нее каждая ветка посередине прогнулась, будто на ней в этом месте сидел верхом медвежонок.

«Это верно», - подумала белка. И давай хитрить дальше:

Пировать-то мы с тобой попируем, но какой же это пир без музыки? Принес бы ты мне кленовых бревнышек. Сделала бы я из них балалаечку.

Принесу, принесу, хлопотунья,- сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, клен -то ты зимой уж не скоро отыщешь!»

Но не успела первый мешок с орехами взвалить на плечи, а заяц тут как тут.

На, получай кленовые бревнышки, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся, - сказала белка.

Да ведь клен-то нетрудно найти , - сказал заяц, - у него все прутики сидят парами, вот как человек стоит, руки кверху поднял: тело - это ветка, руки - прутики. Только и загоняла же ты меня, хлопотунья! Ну да ничего, уж для такого праздника стыдно не постараться. Да и лапы у меня большие, крепкие, не чета твоим. Я, когда летом перевязывал тебе лапку, все удивлялся, как такие лапочки могут выдержать твои прыжки?

Тут белка вспомнила, как заяц за ней ухаживал, как все лето ее кормил, и белке стало стыдно. Ей стало так стыдно, что она вся покраснела и из серенькой опять стала рыжей.

Посиди немножко, зайчик, - сказала белка тихо и ласково. - Я все сейчас приготовлю.

И она быстро сделала из осины спички, нажгла березовых углей, растопила самовар, сделала дубовый стол, отшоркала его липовой мочалкой и наставила на него всякой всячины. Всего-всего наставила, как для большого пира. А когда они с зайцем немножко подкрепились, белка наладила кленовую балалайку и заиграла. И тут у них с зайцем такое веселье пошло, что даже все ближние деревья в этот вечер жалели, что у них нет ног, чтобы потанцевать.

Прочитайте эту сказку дома с ребенком, а потом на прогулке найдите те деревья, о которых говорится в сказке. Сможет ли малыш выполнить задания белочки — найдет ли названные ей деревья? Можете распечатать текст сказки и взять с собой на прогулку, чтобы зачитывать фрагменты — как зайка находил разные деревья в лесу.

Наблюдение 3. Покажите ребенку заледеневшие ветви деревьев или кустов (они кажутся стеклянными в некоторые зимние дни). Красиво? Для нас да! Но деревьям не сладко приходится в таком льде! Объясните, что в это время ветви особенно хрупкие. И поэтому легко ломаются. Поэтому в морозные дни нужно особенно бережно относиться к деревьям и кустарниками — их легко сломать.

Наблюдение 4. Рассмотрите пушистое снежное одеяло, которое укрывает дерево и снежные шапки на его ветвях. Полюбуйтесь снежными шапками на деревьях во время снегопада. Поиграйте в игру для развития воображения «На что похожа получившаяся фигура? «

О природе зимой игры, развивающие задания, познавательные рассказы и сказки в картинках Вы найдете в статьях: или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Каждый год цветоводы-любители волнуются, как переживут зиму многолетние цветы и кустарники. В последние годы именно кустарники набирают популярность, потому что без особых хлопот могут украсить сад и цветами, и пышной зеленью. Какие меры нужно предпринять, чтобы зимовка прошла благополучно?

НАЧНЕМ С ПОКУПКИ

Выбор посадочного материала играет огромную роль в зимостойкости вашего растения. Импортные саженцы часто плохо зимуют, так как изнежены теплым климатом Европы. Даже зимостойкие виды и сорта имеют более низкую зимостойкость по сравнению с теми же растениями, выращенными в местных питомниках.

К таким кустарникам относятся форзиции, дейции, вейгелы, рододендроны. Первые 2-3 года желательно их укрывать. Укрытие заключается в мульчировании приствольного круга (так как страдают корни) и утеплении надземной части с помощью спанбонда, мешковины или других материалов. Гибкие ветви можно пригнуть к земле и прижать досками.

Если у вас есть такие кустарники, позаботьтесь о них хотя бы сейчас, если не укрыли раньше. Сильных морозов еще не было, вы успеете сберечь свои растения.

С годами зимостойкость импортных саженцев повышается, но порой они погибают уже в первую зиму. Очень удобно покупать растения в садовых центрах (там такие красивые коробочки!), но если саженцы из Европы, не поленитесь съездить в ближайший питомник!

ВИДЫ ИЛИ СОРТА?

Как правило, видовые растения зимуют лучше, чем сортовые, а тем более гибридные. Очень крупные цветы - это не норма для растения, они нарушают биологическое равновесие и снижают его иммунитет. Поэтому в некоторых случаях стоит отказаться от сортов.

Бытует мнение, что видовые растения не такие красивые, как сортовые. Далеко не всегда! Например, видовые рододендроны очень красиво и пышно цветут. Порой их не отличить от сортовых.

Кроме того, есть особое изящество, когда цветы у кустарника не такие крупные. А главное, эти растения будут цвести каждый год, а сортовые могут подмерзать.

В качестве примера - вейгела. Самые зимостойкие виды - вейгела цветущая и вейгела ранняя. У них розовые обильные цветы.


Вейгела гибридная, которая часто бывает в садовых центрах, имеет яркие, малиново-красные или бордовые цветы. Листья и побеги тоже с красноватым оттенком. Выглядят такие растения очень декоративно. Но в первые годы после посадки они подмерзают, да и позднее, в суровые зимы, могут пострадать.

КУСТАРНИКИ ИЗ СЕМЯН

Зачем выращивать кустарники из семян, если их можно посадить сразу кустиком? Дело в том, что сеянцы более зимостойки. Выращенные сразу в ваших условиях, они привыкают к этому микроклимату с младенчества.

Прекрасный пример - буддлея. Саженцы буддлеи часто погибают после первой зимы, а сеянцы живут голами и превращаются в пышно цветущий куст! На зиму его обрезают "на пень" и укрывают. Это совсем несложно, так как пенек в 15-20 см достаточно укрыть лапником и спанбондом.

ЛОПАТУ В РУКИ!

Как только выпадет первый снег, нужно использовать его для утепления нежных культур. Лопатой сгребаем снег с дорожек и набрасываем его на укрытые розы, клематисы и в приствольный круг слабозимостойких кустарников. Каждый сантиметр снега снижает мороз примерно на 1 градус. Таким образом, при толщине снега в 10 см и морозе -20С, у корней температура будет всего -10С, а такие условия многие растения терпят.

Итак, за лопату, друзья! Снег - наш главный помощник!

19.08.2015 4811 0

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Оборудование: пакетики, ведерко, лопатка.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы проведем урок-экскурсию в зимний парк. Послушайте, как Виталий Бианки говорит о зиме:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и задумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (Под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)

– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

1. Б е с е д а «Как зимуют травы».

– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.

А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают себя: «Ну что же, так уж положено природой!»

Как мало мы ещё знаем природу!

Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.

По возможности учитель показывает ученикам, как зимуют многолетние растения: турецкая гвоздика, ирисы, флоксы. Раскопав снег лопаточкой, ученики находят зеленые побеги этих растений.

Если есть возможность, можно раскопать снег в саду или в огороде. Открытием для ребят станет то, что «на дне снежного моря» зеленеют земляника, одуванчик, подорожник, щавель, кошачья лапка, лютик едкий.

– Почему у трав зеленые листья не погибают в зимнюю стужу?

Потому, что под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Если есть возможность, то учитель знакомит с формой зимовки однолетних растений на примере озимых.

– Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и к концу лета принесет урожай.

2. Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья».

– Какие кустарники и деревья растут в нашем парке?

– Как вы думаете, живы ли эти растения?

– Найдите и соберите оставшиеся семена кустарников и деревьев. Чтобы убедиться, живы ли эти растения, мы посадим их семена в горшочек с землей.

– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как они выглядят? Есть ли на них листья?

– Засыпаны ли они снегом?

– Может ли мороз убить дерево?

– Если дерево промерзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно умрет. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких.

– Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?

– Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал) дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливей; сок дерева еще более густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести-четыреста раз слабее, чем летом.

Учитель читает рассказ В. Бианки «Лес зимой».

«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти… погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой – вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями... Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа...»

– Остаются ли деревья на зиму без листьев? (Хвойные деревья остаются на зиму с листьями-хвоинками. А лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву в период листопада.)

Учитель показывает почки на лиственных деревьях и кустарниках.

– Будущие листья спрятаны зимой в этих почках.

– А как человек может помочь деревьям зимой? (Засыпать приствольные круги снегом.)

3. З а н и м а т е л ь н а я с т р а н и ч к а.

Если позволяет погода, учитель может провести мини-викторину о зимнем времени года.

В о п р о с ы:

1) Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)

2) Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями? (Сбросив листву, они засыпают.)

3) А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, и в нем сохраняются соки.)

4) А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются лучи снежинок.)

5) Какое хвойное растение является чемпионом по выделению фитонцидов? (Можжевельник.)

– Один гектар можжевельника выделяет 30 кг фитонцидов в сутки. Этим количеством можно уничтожить всех микробов в большом городе.

6) О чем беспокоятся рыбы подо льдом? (Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)

7) Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)

8) Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)

9) Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет.)

10) Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)

11) Все ли зайцы белы зимой? (Русаки остаются серыми.)

12) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест.)

13) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

14) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

15) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

16) В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

17) В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

18) С какого числа начинается астрономическая зима и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

19) Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

20) Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

21) Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

22) Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Учитель подводит итог игры.

III. Итог экскурсии.

– Какие подарки готовит нам каждый год зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)

– Как зимуют травы?

– Как зимуют деревья и кустарники?

– Как может человек помочь перезимовать растен

Как надо удобрять многолетние цветы и декоративные кустарники осенью?

Отвечает опытный садовод-любитель Елена Михайлова :

— В то время как однолетние огородные растения мы щедро подкармливаем до уборки урожая, с многолетними культурами надо быть гораздо аккуратнее. Лучше уж вообще ничем не кормить, чем «перебрать» с удобрениями. Особенно опасны азотные подкормки: они стимулируют дальнейший рост и замедляют вызревание тканей, а у деревьев и кустарников — одревеснение молодых побегов. Неуспевшие подготовиться к зиме растения могут вымерзнуть. Напротив, фосфорные и калийные удобрения улучшают развитие корневой системы, способствуют лучшему вызреванию и увеличению зимостойкости почек и древесины, повышают устойчивость растений к неблагоприятным факторам.

Вредны:

Комплексные минеральные смеси со значительным содержанием азота (например, нитроаммофоска, азофоска и т. п., а также готовые смеси с маркировкой «газонное» или «весеннее»).

Любые хорошо растворимые и быстро действующие органические удобрения (настой травы, птичьего помёта, навозная жижа). Лучшее время для их применения — май—июнь, а в августе—сентябре для многолетних растений они категорически противопоказаны.

Полезны:

Калийные и фосфорные удобрения, микроэлементные добавки (в количествах, указанных производителем на упаковке). Удачный выбор — монофосфат калия: это удобрение содержит и фосфор, и калий, хорошо растворяется и быстро усваивается растениями в отличие, скажем, от суперфосфата, который относится к долгодействующим. Можно использовать и готовые удобрительные смеси, но лишь специальные, для осеннего внесения (с содержанием азота не более 5-10%).

Хорошо перепревшая органика (торф, перегной, компост) в качестве добавки в почву между кустами либо органической мульчи.

Мульча из растительных отходов (скошенная трава, солома, опавшая листва, дроблёная кора или щепа). Она разлагается медленно и не нарушает баланс питания. Кроме того, рыхлые материалы, расположенные на поверхности почвы, заметно сглаживают резкие колебания температуры и влажности в зоне корней и зимующих почек, что помогает растениям легче переносить непредсказуемые капризы осенней и зимней погоды. Но не переусердствуйте с толщиной слоя: 2-4 см вполне достаточно! Слипшийся воздухонепроницаемый «компресс», в который превращается толстый слой сырой органики во влажную осень, легко может стать источником проблем.

Древесная зола (по 100-200 г на квадратный метр). Это источник не только калия и фосфора, но и кальция, магния и многих других микроэлементов.

Прищипывать или нет?

Многие декоративные деревья и кустарники из-за сырой и холодной погоды в начале лета затянули рост. По идее, это чревато обмерзанием. Чтобы этого избежать, советуют в августе—сентябре прищипывать неуспевшие одревеснеть кончики веточек. Стоит ли это делать и если да, то у каких культур, когда и как именно?

Отвечает кандидат биологических наук Ирина Окунева :

— В общем случае, если говорить о всех декоративных деревьях и кустарниках, от прищипывания побегов я бы воздержалась. Да, теоретически этот приём может способствовать окончанию роста и скорейшему одревеснению побегов. Но в то же время он применяется для ослабления приростов и для усиления ветвления. Какой результат будет достигнут, зависит от срока прищипки, состояния побега, породы и даже сорта дерева или кустарника, а также от погодных условий в ближайшие месяц-два. Ошибка в расчётах может обернуться появлением новых побегов, которые уж точно не успеют вызреть. Кроме того, некоторым растениям, например сирени, верхние почки необходимы для полноценного цветения. И далеко не все приросты нужно ослаблять.

Кроме того, даже синоптикам неизвестно наверняка — вдруг погода будет такой благоприятной, что позволит всем побегам благополучно вызреть и отлично перезимовать? Или наоборот — морозы наступят так рано и будут настолько суровыми, что замёрзнут даже крупные ветви? Реальные результаты зимовки возможно будет оценить лишь весной. Тогда же, во время плановой обрезки, вы и срежете то, что действительно подмёрзло. Осенью невызревшие части имеет смысл удалить лишь с тех растений, которые будут зимовать с укрытием (например, розы), чтобы они не загнили.

Но что же вы можете сделать сейчас, если видите, что любимый куст или деревце ещё и не думает готовиться к зиме? Попробуйте наклонить или согнуть дугой растущие побеги и подвязать их в таком положении — это поможет остановить их рост. Полезно будет также подкормить растения сульфатом калия (не хлористым) или, как вариант, внести под них древесную золу.

Как зимуют декоративные кустарники?

Обладают хорошей зимостойкостью. Проблемы маловероятны: спиреи, сирень, чубушник, гортензии древовидная и метельчатая, пузыреплодник, боярышник, барбарисы Тунберга и обыкновенный (сорта), дёрен белый (сорта).

Среднеустойчивы. Часто подмерзают однолетние побеги и цветковые почки: айва японская, бузина, декоративные вишни и сливы, древовидные пионы, рододендроны, скумпия, форзиция.

Слабозимостойки, требуют обязательного укрытия в средней полосе России и севернее: большинство сортовых садовых роз, гортензии крупнолистная, дуболистная, пильчатая и т. п., буддлея, дейция (сорта).

Тема урока: «Как зимуют травы, кустарники и деревья»

Цели : показать особенности жизни травянистых растений зимой; учиться делать выводы на основе наблюдений, развивать у ребят умения наблюдать, сравнивать, обобщать; воспитывать любовь к прекрасному, красоте родной природе, бережному отношению к ней, а также воспитывать самостоятельность, организованность

Вид урока : урок усвоения новых знаний.

Форма : урок с использованием презентации иFlash -анимаций

Дидактический материал : О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов «Наш мир», учебник 1 класс

Наглядные пособия :презентация с элементами анимации, ветки ели и сосны и других лиственных деревьев

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация деятельности. Слайд № 2 Слово учителя

Сегодня наш урок мы начнём со слов удивительного знатока русской природы Виталия Бианки:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно задумываешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Остались ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

Кто догадается и скажет: почему именно с этих слов мы начнем сегодняшний урок? (Мы были на экскурсии и наблюдали, что скрывается под снегом).

3. Актуализация знаний

1) Слайд № 3 Беседа по наблюдениям, полученным на экскурсии

Что мы нашли под снегом на экскурсии? (опавшую листву)

Кто на зиму устраивает в опавшей листве себе уютную постельку? (различные насекомые)

А остались ли на дне «снежного моря» травы? (Да, только они сухие, а значит, мертвые)

А кому удалось найти живую траву? Зеленую?

Что это была за зелень? (листья земляники, одуванчика и стебельки белоуса)

А кто из вас, ребята, исследовал свои сады и огороды?

2) Выступление учащегося с сообщением о находках в своём саду

Видите, ребята, оказывается, не умирают на зиму и другие травянистые растения: гвоздика, флокс.

Кто, ребята, сможет объяснить, почему зелёные листочки этих растений не погибают под снегом? (под снегом нет сильного мороза, снежная шуба защищает землю от зимней стужи).

4. Слайд № 4 Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

5. Деятельность учащихся по теме урока

Сегодня, ребята, мы продолжим нашу экскурсию в зимний мир природы. Только экскурсия наша будет заочной. Мы отправляемся с вами в мир деревьев и кустарников.

1) Слайд № 5 Слово учителя

Как живут деревья зимой?

Как они защищаются от холода?

Именно этим вопросам будет посвящена первая тропа нашей экскурсии.

Всё лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запас такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, сок дерева делается ещё гуще. И деревья впадают в настоящую спячку. Чем холоднее, тем глубже спячка (покой) у деревьев.