Интерьерные стили Ар-нуво и Ар-деко. История дизайна - ар нуво Ар нуво в архитектуре

Стиль арт-нуво – очень интересное направление в современном интерьере. Это название переводится с французского как «новое искусство». Арт-нуво (art nouveau) – это ответвление стиля модерн, иначе называемое декоративно-орнаментальным стилем. был весьма популярен в первой половине XIX – начале XX века, в особенности у творческой богемы и модных деятелей искусства. Характеризуется этот стиль мягкими плавными углами и линиями, особое внимание уделяется оригинальным предметам декора.

История стиля арт-нуво

Арт-нуво зародился в конце XIX века, в эпоху триумфа человеческой мысли и появления новых технический идей. Основы стиля арт-нуво разработали французские художники и декораторы, вдохновленные модным в ту эпоху японским традиционным искусством. Волнообразные сглаженные линии, традиционные растительные орнаменты – все эти восточные веяния нашли в нем свое отражение.

Элементы стиля арт-нуво довольно быстро вошли в обиход и начали активно использоваться в оформлении интерьера. На основе плавных линий была разработана концепция «перетекающего» пространства. Декор, конструкции, отделка мебели и предметов быта – все должно было подчиняться этому принципу.

Данный стиль был интересен тем, что функциональность предметов обстановки сочеталась с изысканностью, оригинальностью и даже причудливостью внешнего оформления. Благодаря этим концепциям, стиль арт-нуво в интерьере снискал себе множество поклонников. К ярким предметам того времени, наиболее полно иллюстрирующим идеи арт-нуво, следует отнести фирменные вышивки на портьерах Г. Обриста, предметы интерьере от Гауди, мебель от Мажорена, Пруве, Груббера, Энделя, всемирно известные витражи Тиффани, и прочее.

Особенности стиля арт-нуво в оформлении интерьера

Стиль арт-нуво для оформления интерьера – это, прежде всего, отказ от прямых и четких геометрических линий, приятная округлость и плавность в оформлении любого предмета. Гармоничное сочетание мебели и декора из разных фактур создает впечатление «природного» интерьера, к которому не прикасалась рука человека. Данный стиль предполагает использование современных материалов, а также полную свободу дизайнерских идей. Главный девиз этого стиля – сделать каждый дом неповторимым и непохожим на другие.

Цвета и отделка

Культовыми цветами стиля арт-нуво являются приглушенный голубой, белый, серебряный, золотой, болотный, сливочный. Очень часто для создания эффекта объемного пространства на стены в этих светлых пастельных тонах наносится орнамент и расставляются яркие цветовые акценты.

Арт-нуво в интерьере

Великолепно смотрится двухцветная отделка стен с волнообразной границей между цветами. Также можно отделать стены, использовав обои в стиле арт-нуво с цветочным или растительным орнаментом. Очень интересно смотрятся стены, с объемным эффектом – создается впечатление, что вас окружает стена из живых цветов.

Оформление пола

Идеальным для этого стиля будет пол из однотонного светлого камня с волнообразным рисунком. Изысканно и богато смотрится натуральный дубовый паркет. А вот ковров стоит избегать, разве что можно положить небольшой коврик возле кровати или под тумбочку.

Главный принцип подбора мебели в этом стиле – плавность и текучесть форм. Следует избегать предметов с острыми углами. Красиво и изысканно смотрится мебель арт-нуво с гнутыми ножками, резной отделкой спинки и подлокотников, с мягкой тканевой обивкой. Цвет обивки может быть однотонным насыщенным, а может быть пастельным с рисунком.

Можно использовать кресла и других направлений стиля модерн, дополнив их подушками с изображением цветов. Прекрасно оживляют интерьер изящные столики с основой из витых железных прутьев, декорированных цветами и листьями, и такие же стулья. А симпатичные кушетки и маленькие округлые диванчики придадут вашей комнате изящный вид аристократических салонов начала века.

Главный элемент декора в стиле арт-нуво – это цветы. Лучше всего использовать изображения водных цветов – ирисов, лилий, фиалок. Цветочные мотивы используются в текстильных занавесях, на подушках, отделке часов, торшеров и бра.

Также необычно будут смотреться стилизованные рисунки морских обитателей – раковин, морских звезд. Особо красиво сморится ванная, декорированная такими изображениями.

Стоит использовать также в оформлении интерьера изображения экзотических птиц (павлинов, попугаев) или плодов.

В современный интерьер можно вписать большие цветные . Используйте в причудливых резных рамах из натурального темного дерева – они зрительно расширяют помещение. Великолепно выглядят изящные изделия из витых железных прутьев – каминные и оконные решетки, перила. Стоит также использовать в отделке интерьера арт нуво изделия из цветных .

Интерьер в стиле арт нуво очень красив и изыскан. Этот стиль, несомненно, придется по вкусу уточненным творческим натурам. Его прелесть состоит в одновременном сочетании изысканности, хорошего вкуса и функциональности. Если вы романтичны, цените оригинальность и любите окружать себя красивыми вещами, то стиль арт нуво создан именно для вас.

Решили сменить дизайн своей квартиры? Хочется чего-то свежего, интересного, оригинального? Не знаете, с чего начать? Подумайте, в каком стиле вы хотели бы видеть свое жилище. Если вы любитель всего натурального, предпочитаете естественность и плавные линии в оформлении комнат, то стиль арт-нуво в интерьере – это то, что вам нужно.

Немного истории

В переводе с французского это словосочетание обозначает «новое искусство». L’Art Nouveau – название французского искусства периода Модерна конца 19 – начала 20 веков. Если точнее рассматривать историю данного стиля, то он считается одним из направлений «флореального» стиля, другое его название «декоративно-орнаментальный стиль».

Арт-нуво как стиль интерьеров возник в эпоху брожения умов. На рубеже 19-20 веков все старые принципы искусства стали отвергаться. Представители искусства перестали подражать природе, считая, что это ограничивает их творческую свободу. На смену классическим традициям они принесли сложный символизм, образные ассоциации и подчеркнутую декоративность.

Многие люди не понимали тонкую философию и глубокий символизм, которые легли в основу арт-нуво. Но он особо ценился творческой богемой, романтиками. Двухмерные изображения, плавные изгибы линий, плоские узоры, ручная работа, богатый декор – отличительные черты стиля арт-нуво в его первоначальном обличии. Просуществовал он недолго, на смену ему пришло машинное производство. И роскошные интерьеры заменили одноликие конструкции из бетона.

Сегодня стиль арт-нуво переживает свое второе рождение. Многие считают, что он и стиль модерн одно то же. На самом деле, это не совсем так. Стиль арт-нуво имеет свои отличительные черты.

Цветок цикламена, необыкновенно изогнутый, лилия, ирис, кувшинка, водоросли, колокольчик, – все это символы арт-нуво. Растительные и животные орнаменты изображаются плоскими.

При оформлении квартиры или дома ориентируйтесь на определенные черты арт-нуво. Совершенно необязательно, чтобы они все присутствовали в рамках интерьера одной комнаты. В основе концепции интерьера лежат национальные особенности страны, направление арт-нуво проявляется в акцентах.

Цветовая палитра

Используйте определенную цветовую гамму, в которой преобладают оттенки, характерные для водной стихии:

  • главный цвет – зеленый, всего его оттенки, белый, голубой, золотой и серебряный, имитирующие блеск воды на солнце;
  • дополнительные цвета - темно-коричневый, серебристо-лиловый, грязно-розовый, сероватый.

Линии, формы, орнаменты

Изогнутые мягкие линии, волны декора стен и потолка плавно перетекают в элементы настенных и потолочных конструкций.

Обилие декоративно-растительных орнаментов в неуловимо изогнутых формах находит свое отражение на тканях и обоях.

Стены могут декорироваться деревянными панелями, тканевыми гобеленами, декоративной росписью. При оформлении стен, потолка, пола обыгрывается природная тематика (вода, растения). Металлические конструкции в интерьере напоминают заросли необычных цветов.

Помните, что большое количество цветочных мотивов способно сделать маленькую комнату еще меньше, поэтому будьте аккуратнее при оформлении небольших помещений в стиле арт-нуво, используйте отделочные материалы с мелким и неброским рисунком.

Создавайте потолки необычной формы (можно сочетать конструкции из гипсокартона и натяжные потолки) с оригинальными лепными или гипсовыми бордюрами.

Окна и материалы

Данное направление тяготеет к специфическому оформлению окон (в результате особой обработки стекла достигается эффект мерцающего льда), использованию витражей, зеркал круглой или овальной формы.

Используйте натуральные ткани в интерьере с богатой расцветкой, элементы из металла, камня или стекла. Все материалы должны гармонировать между собой.

Круглый или овальный ковер насыщенного цвета станет изюминкой интерьера.

Мебель и аксессуары

Все предметы меблировки должны быть выполнены из добротной древесины, с изогнутыми ножками, резьбой, не имеет грубых острых углов. Арт-нуво тяготеет к обтекаемым, полукруглым формам, даже если есть прямые углы, их затушевывают и округляют. Шкафы, полочки, этажерки украшают бронзовые вставки; используются кованые изделия.

В качестве дополнительных элементов декора используются картины современных художников.

Данный стиль прекрасно сочетается практически со всеми стилями. Например, вы можете оформить потолки, стены и полы в стиле арт-нуво и поставить в комнате современную технику.

Можно оформить таким образом спальню, гостиную, кухню, ванную.

Интерьер в стиле арт-нуво предпочитают люди, любящие природу и тяготеющие ко всему натуральному, естественному в оформлении своего жилища. Также его выбирают семейные пары и незамужние девушки. Мягкие изгибы и очертания в дизайне говорят о женственности и нежности владельцев жилища.

Арт-нуво в своей современной интерпретации – это своеобразная визитная карточка дома, демонстрирующая вкус и предпочтения своего хозяина.

Витиеват и причудлив

Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи - русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль - этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка, причем очень глубоко укоренившаяся.

Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.

Итак, модерн - это не современный, а исторический стиль , зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику - стилю Ар-деко. В России стиль назвали «Модерном» , но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль» , в Италии - как «Либерти» , в Шотландии - как «Макинтош» , а в США - как «Тиффани» . Международное название, известное большинству - «Ар-нуво» (Art Nouveau) .

В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика - в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров - художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный .

Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты

1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии - это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, - это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.

3. Орнаментальность - яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в , и в предметах искусства.

Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева

4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии - особая прелесть модерна.

5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам и многому-многому другому.

6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к . Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в . Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).

8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво - это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.

Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.

Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль

Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета - это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные - это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже - бронзы или серебра.

Отделка помещений в стиле модерн

Наиболее широко используемый материал - дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.

В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте.

Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев - фактурных или с и рисунком.

Ар Нуво

Направление

Моде́рн (от фр. moderne - современный) - художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX - начале XX века (до начала Первой мировой войны). В различных странах стиль имел разные названия: во Франции - «ар-нуво»(фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии - «современный стиль» (англ. modern style); в Германии - «югендстиль» (нем. Jugendstil - «молодой стиль» - по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше - «сецессион» (нем. Secession - «отделение, обособление»); в Шотландии - «стиль Глазго» (англ.Glasgow style); в Бельгии - «стиль двадцати» (от на­име­но­ва­ния «Общества два­дца­ти», соз­дан­но­го в 1884); в Италии - «либерти» («стиль Либерти»); в Испании - «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах - «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin); в США - «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России - «модерн».

Отличительными особенностями модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому свое творчество объединило в антиэклектическое движение художественные течения и школы в различных странах. Это привело к тому, что в 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.

Родоначальником модерна считается Англия - старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под ло­зунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневе­ковья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное дви­жение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстети­кой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса , получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики.

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

Период развития модерна имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г., начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.

Условно выделяют 3 этапа развития стиля:

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х гг. значение модерна стало угасать.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и другие древние цивилизации.

Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). При этом следует иметь в виду, что разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается

Истоки и особенности стиля Ар Нуво

Конец XIX столетия в Европе ознамено-ван относительным миром и проц-ветанием. Экономический рост повлек за собой увеличение численности круп-ной и средней буржуазии, что в свою очередь способствовало появлению и развитию новых, экспериментальных направлений в архитектуре. Стиль Ар Нуво возник и сформировался в Бельгии и Франции (затем он появился в Германии, Испании и странах Скандинавии). В Ав-стрии «Венский Сецессион» объединил представителей стиля Ар Нуво. Западные художники в этот период увлечены ис-кусством Дальнего Востока (особенно Японии), кроме того, развитие средств связи очень обогатило европейскую культуру. Новый стиль предложил обновление, современное решение которого сломило удушающее господство традиций прошлого, представив искусству новые оригинальные формы выражения.Стиль Ар Нуво не был везде одинако-в, в разных странах существовали собственные варианты стиля. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как «большом стиле». Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, - так называлась мастер-ская в Париже, изделия которой были выполнены в новом стиле(с французского Art Nouveau - "новое искусство"). Нет какого-либо отдельного художника или дизайнера, творчество которого явилось бы воплощением нового стиля. В разных частях Европы идеи движения получали самые разные трактовки, отражая индивидуальный характер каждой страны. Новый стиль был известен под разными названиями. Во Франции это был стиль метро,в Германии немецкое на-звание «югендстиль» («молодой стиль» или «стиль молодых»).