Работа с тканью. Ткани хлопчатобумажные, льняные

Тема урока № 2: «Хлопчатобумажные и льняные ткани.

Свойства и применение х/б и льняных тканей».

Цель урока : Ознакомить обучающихся со свойствами х/б и льняных тканей и способами их определения.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.

Сохраняющие здоровье технологии : Музыкальная терапия, физкультминутка

Наглядные пособия: - альбом по материаловедению;

Коллекции тканей;

Инструкционные карты.

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер;
  2. мультимедийный проектор; экран.

Ход урока

I. Организационная часть

1. Проверить подготовку учащихся к уроку;

2. Отметить отсутствующих.

II. Вопросы для повторения

  1. Использование тканей в быту. (Одежда, обувь, мягкая мебель и т.д.)
  2. Из чего получают волокна для изготовления тканей?
  3. Дайте сравнительную характеристику волокон хлопка и льна.
  4. Из чего состоит ткань? (из тонких, переплетённых между собой нитей, которые называют пряжей)
  5. Какие направления нитей вы знаете?
  6. Какие нити проходят вдоль кромки?
  7. Производство пряжи. (Кратко рассказать о процессе прядения)
  8. Производство ткани. (Кратко рассказать о процессе изготовления ткани)

III. Технические сведения

Свойства х/б и льняных тканей.

Применение х/б и льняных тканей.

Конспект урока (сопровождается презентацией)

Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, способов приготовления пряжи и тканей и их отделки.

Все свойства тканей можно разделить на физико - механические, гигиенические и технологические.

Физико – механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил (прочность, сминаемость, износостойкость, драпируемость и мягкость).

Прочность – способность ткани противостоять разрыву; зависит от прочности волокон, структуры ткани, характера разрыва.

Сминаемость ткани – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и морщины; зависит от свойств волокон, от структуры пряжи и ткани, характера отделки ткани.

Ткань слабо сминается, если она выработана из волокон, обладающих упругостью и эластичностью (шерсть с лавсаном). Волокна хлопка и льна обладают слабой упругостью, поэтому ткани из этих волокон сминаются в значительной степени.

- Износостойкость – способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

Драпируемость и мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало кручёная. Х/б ткани в основном мягкие (ситец, сатин, батист), а льняные – жёсткие (льняное полотно).

Гигиенические свойства тканей направлены на сохранение здоровья человека (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность, пылеёмкость и др.).

- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Самыми гигроскопичными тканями являются ткани из натуральных волокон (х/б, лён, шерсть и шёлк).

- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух.

- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела.

Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

Технологические свойства тканей – свойства, появляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО (осыпаемость нитей, усадка ткани, скольжение).

- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.

Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия (срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать).

Усадка – это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке. Х/б и льняные ткани обладают значительной усадкой, поэтому перед раскроем их декатируют.

Скольжение – может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

Применение х/б и льняных тканей

Ассортимент х/б тканей очень разнообразен. Из них шьют нательное и постельное бельё, платья, халаты, сорочки, костюмы, пальто, плащи, спортивную и спец. одежду, портьеры, занавески, обивку для мебели, тарные и упаковочные изделия.

Ассортимент льняных тканей меньше, чем х/б. Их используют для изготовления постельного и столового белья, полотенец, покрывал, портьер, платьев, мужских сорочек, а также тарных и упаковочных изделий.

Х/б и льняные ткани по своим свойствам различны.

Итак, льняные ткани прочнее х/б. Они мало растяжимы по утку и по основе, жёсткие, толстые. Они гигроскопичны и гигиеничны. Хорошо стираются.

Х/б ткани мягкие и прочные. Меньше тянутся по основе, больше по утку. Они имеют хорошие гигиенические свойства - гигроскопичны, легко стираются и гладятся. При стирке садятся по нити основы (в длину).

Признаки определения х/б и льняных тканей

Характерные признаки определения тканей

Ткани

хлопчатобумажные

льняные

Блеск

Гладкость поверхности

Равномерность нитей по толщине

Мягкость

Растяжимость

По основе

По утку

Гладкость нитей

Вид обрыва нитей

Тонина волокон

Извитость волокон

Матовая

Шероховатая

Равномерные

Мягкая

Небольшая

Большая

Пушистые

В виде ватки

Тонкие

Слабо извитые

Блестящая

Гладкая

Неравномерные

Жёсткая

Небольшая

Небольшая

Гладкие

В виде кисточек

Толстые

Прямые

IV. Лабораторно – практическая работа № 2

«Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей»

Свойства тканей

Ткани

Хлопчатобумажные

Льняные

Физико – механические:

Прочность

Сминаемость

Мягкость (жёсткость)

Драпируемость

Менее прочные

Сминаемые

Мягкие

Хорошая

Прочные

Сильно сминаемые

Жёсткие

Очень малая

Гигиенические:

Гигроскопичность

Теплозащитность

Воздухопроницаемость

Пылеёмкость

Высокая

Средняя

Высокая

Средняя

Выше, чем у х/б

Слабая

Средняя

Слабая

Технологические:

Осыпаемость нитей

Усадка

Слабая

Значительная

Средняя

Значительная

Ход работы:

1.Определение прочности нитей. Из каждого образца с помощью иглы вынимают по одной долевой нити, разрывают каждую и определяют, какая из них прочнее.

2.Определение мягкости ткани производят на ощупь.

3.Для определения сминаемости ткани каждый образец сминают в руках и держат в таком состоянии около 30 сек., затем расправляют и сравнивают.

4.определение осыпаемости нитей в ткани производят иглой, снимая с края образца сначала одну нить, затем две, три и т.д., и таким образом определяют, из какого образца вынимается сразу больше нитей. Эта ткань и обладает большей осыпаемостью.

5.Заполнить таблицу, приклеить образцы.

V. Проверка выполненной работы и оценка её качества.

VI. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.


Цели урока:

Дидактическая - ознакомитьучащихся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении;

способствовать формированию понятий: волокна, натуральные волокна растительного происхождения; сырьё для получения волокон; волокна хлопка и льна; пряжа, прядение;

способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

обеспечить реализацию межпредметных связей;

способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности;

способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.

Развивающая - развивать цвето- и форморазличение, обратное мышление, память, развивать интерес к профессиям текстильного производства.

Воспитательная - воспитывать товарищескую взаимопомощь, дисциплинированность, творческую личность.

Оборудования и наглядные пособия: Коллекция «Хлопок», «Лен», схема получения льняной ткани, схема получения хлопчатобумажной ткани, таблица свойств тканей, лоскуты для опыта, карточки для входного контроля, задания на развитие внимания, образного мышления, призы.

Используемое оборудование: проектор, компьютер

С лова для запоминания: лен, хлопок, конопля, джут, кенаф, пенька.

Профориентация: художник, колорист.

Межпредметные связи: биология: части растения; рисование: понятия «колорит», «цвет»; обслуживающий труд: производство тканей.

Здоровьесберегающие технологии: физминутки, музыкальная терапия. Педагогические технологии: проблемное обучение, опережающие задания, ИКТ-технологии.

Методическое обеспечение уроков:

1. Материально-техническая база:

Мультимедиа, компьютерный класс;

2. Дидактическое обеспечение:

Учебник «Технология» 5 класс, под редакцией В.Д. Симоненко, § 1;

Рабочие тетради;

Презентации;

Раздаточный материал (схемы, таблицы, наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», образцы волокон и тканей, лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей)

3. Материалы для контроля знаний учащихся;

Тесты Слайд № 1, 2, 3;

Образцы тканей;

Методы обучения: объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично -поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок-исследование

Работа в бригадах (3 бригады - по количеству рядов в кабинете).

За каждый правильный ответ бригада получаете бонус /в конце урока - оценки/.

Методы обучения:

объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом);

словесные: загадки, вопросы;

тестирование, беседа - при повторении;

экспресс-опрос;

лабораторная работа учащихся;

слайдовая презентация.

частично -поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы);

Краткое описание: Знакомство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон, этапами производства ткани.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный момент 1 мин.

Повторение пройденного материала 3 мин.

Актуализация опорных знаний, умений, навыков 4 мин.

Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация 2 мин.

Сообщение темы, цели и задач урока 1 мин.

Сообщение новых знаний...................... 14 мин.

Физкультминутка. 3 мин.

Лабораторно-практическая работа 5мин.

Заключительный инструктаж 3 мин.

Закрепление новых знаний 5 мин.

Домашнее задание 1 мин.

Подведение итогов урока. 2 мин.

Уборка рабочих мест 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Отметить отсутствующих

Проверить наличие спецодежды и готовность к уроку.

II . Повторение пройденного материала (Слайд №4).

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?лайд№4

1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете "Трудового обучения"?

2.Что надо помнить учащимся во время работы?

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

Ш.Актуализация опорных знаний (Слайд№5-№8).

У окна сидит портной-

Он парнишка озорной!

Ножницами щелк, щелк, щелк,

В своем деле знает толк!

Подумайте, что было бы

Когда б сказал портной:

Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой!

Каменщик строит жилища,

Платья - работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, натачает?

Сталь быть, так и выходит: Все что мы делаем - нужно Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно!

Как Вы думаете:

1.Из чего изготовлена ваша одежда?

2. Откуда берутся ткани?

3.Как вы думаете, какими знаниями должен обладать человек, желающий изготовить швейное изделие?

IV . Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация.

(Слайд№9- №10).

Каким же образом из растений можно получить ткань?

Какую часть растения берут для получения тканей?

Что влияет на свойства тканей?

Проблемная ситуация :

От чего зависят особенности и качество тканей?

Что влияет на свойства тканей

Чтобы ответить на все вопросы отправимся в страну «Материаловедения»(Слайд№11).

V .Сообщение темы, цели и задач урока.

Тема: (Слайд№12)

Цель: (Слайд№13)

V I .Сообщение новых знаний. (Слайд№14- Слайд№38)

Вы прекрасно справились с заданиями, и теперь мы можем отправиться в страну «Материаловедения»

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Слайд№14).

Классификация текстильных волокон(Слайд№15).

Хлопчатник - кустарниковое растение высотой около 1 метра. Хлопковое волокно получают после созревания семян, покрытых тонкими волосками. Семена собраны в коробочку. На каждом семени от 7 000 до 15 000 волосков.

Хлопок получают из семенных коробочек хлопчатника. Такие волокна называют семенными. Он представляет собой тонкие, короткие, мягкие и пушистые волокна называются семенными, они являются хлопком-сырцом. Обычно волокна имеют белый цвет. Но уже выведен натуральный цветной хлопок, из которого изготавливают цветные ткани. (Слайд№16-№19).

Первичная обработка хлопка(Слайд№20).

Теперь давайте рассмотрим схему получения хлопчатобумажных тканей (Слайд№21). (учащиеся работают с коллекциями, учитель демонстрирует у доски наглядные пособия коллекции «Хлопок»)

Свойства хлопка(Слайд№22).

Ткани из хлопка имеют положительные и отрицательные свойства(Слайд№23).

Лён (Слайд№24-№29).

Для получения волокна возделывают лен- долгунец, имеющий соцветия синего цвета.

Схема получения льняной ткани (Слайд№26). Сбор и получение льняной соломы (лён-долгунец). Вымочка льняной соломы. Сушка Мятьё. Трепание льна. После этого льняное волокно готово для изготовления ровницы.

Схема получения льняной ткани (Слайд№27).

Свойства льна(Слайд№28).

Ткани из льна имеют положительные и отрицательные свойства(Слайд№29).

Ассортимент изделий из льняной ткани(Слайд№30).

Конопля - травянистое однолетнее растение. Человеку конопля известна 3500 лет. Волокна конопли называют пенькой. (Слайд№31).

Джут - тропическое растение (родина Ю. Америка, Африка) (Слайд№32).

Кенаф - тропическое растение (родина Индия, Китай) (Слайд№33).

Юта -тропическое растение (родина Индия, Китай) (Слайд№33).

Волокна названных тропических растений служат для технических целей (мешки, изоляционный материал, брезент, рыболовные сети, канаты, упаковочная ткань(, а также в быту (ковры, покрывала, обивка для мебели).

Схема изготовления ткани(Слайд№34). Учащиеся получают распечатанные «Схема изготовления ткани», которые вклеивают в тетрадь.

Вопрос к учащимся: Какой должна быть логическая цепочка «Изготовление ткани»? (Слайд№35).

Ответ: Логическая цепочка «Изготовление ткани» (Слайд№36).

Вопрос к учащимся: Чем отличаются волокна хлопка и льна? (Слайд№37).

Учащиеся делают вывод. (Слайд№38).

Учащиеся получают распечатанные «Основные понятия», которые вклеивают в тетрадь. (Слайд№39-№40).

Основные понятия :

ВОЛОКНО- это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

ПРЯЖА - тонкая нить, полученная путем скручивания волокон.

ПРЯДЕНИЕ - процесс получения пряжи.

ТКАНЬ - это материал, который получают на ткацком станке путем переплетения двух систем нитей.

ТКАЧЕСТВО - процесс получения ткани.

НИТИ ОСНОВЫ - это нити, идущие вдоль ткани.

НИТИ УТКА - это нити, идущие поперек ткани.

VII .Физкультминутка. (Слайд№41).

VIII . Лабораторно- практическая работа (Слайд№42).

«Исследование волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей». Работа в бригадах.

Ход работы.

1.Провести исследование образцов ткани. Определить образцы хлопчатобумажных и льняных тканей

2.Определить лицевую сторону образцов ткани.

3.Вклеить образцы в тетрадь лицевой стороной вверх. Подписать.

I X. Заключительный инструктаж. (Слайд№43-№44).

Учитель просит учащихся сформулировать ответ на проблемный вопрос: от чего зависят особенности и качество тканей? Что влияет на свойства тканей?

От чего зависят свойства тканей?(Слайд№43-№44).

Учитель обобщает ответы учащихся:

Особенности и качество тканей зависит от особенностей волокон, из которых они изготовлены. Чем тоньше и длиннее волокна, тем тоньше и крепче ткани

Вывод: (Слайд№45).

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены.

Выбор ткани зависит от назначения изделия, требований, которые предъявляются к особенностям ткани.

X .Закрепление новых знаний. (Слайд№46-№58).

1. Игра «Блеф-клуб» . (Слайд№46-№47).

Определите истинные и ложные утверждения

1.Волокна растительного происхождения получают из крапивы.

2. Изнаночная сторона ткани имеет ворсинки.

3.Процесс получения ткани из пряжи, называется прядением.
4. Материаловедение изучает устройство швейной машины.

5.Волокна хлопка получают из семенных коробочек хлопчатника.
6. Волокна растительного происхождения относятся к волокнам натуральным

7.Ткани из хлопка более жёсткие и прохладные

8. Гигроскопичность это способность хорошо впитывать влагу.

9.Ткань изготавливают на швейной фабрике.

10.Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани является лен.

11.На ткацких фабриках работают ткачих:

12. Лицевая сторона ткани имеет четкий рисунок.

2. Загадки : (Слайд№48).

1.Били меня, колотили,

Во все чины производили,

На престол царем посадили…

2.Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растёт
Замечательный мех.

3. Игра «Поле чудес» (Слайд№49-№58).

X I . Подведение итогов урока. (Слайд№59-№60).

Рефлексия урока

Учитель: Молодцы!

Наш закончился урок -

Вместе подведём итог:

Материалы - хлопок, лён

Хороши со всех сторон!

Всем спасибо говорю

От души благодарю!

Вы все хорошо поработали.! Надеюсь, что на следующем урок, вы будете также активны и любознательны!

Бригадиры подсчитывают заработанные бонусы, учитель характеризует работу каждой бригады, даёт объективную оценку их деятельности, выставляет оценки, благодарит бригады за активную работу на уроке.

X II .Домашнее задание. (Слайд№61).

Повторить основные понятия

Творческое задание:

Подобрать образцы изученных тканей и оформить в тетради

Попробуйте найти дополнительную информацию по этой теме и удивить.

X III .Уборка рабочих мест.

Литература

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс для учащихся общеобразовательных учреждений -4-е изд., пераб./ Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: “Вентана-Граф”, 2010-192 с.:ил.

Домоводство и обучающий труд: Учеб.пособие для учащихся 5-х кл./ Сост. А.П.Тарасова/ Дизайн обл. А.С.Андреев. - СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996.

Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.

Новые разновидности текстиля появляются быстрее, чем потребители успевают запоминать их названия. Но натуральные материалы, история появления которых уходит в глубину веков, всегда остаются востребованными и считаются показателем, хорошего вкуса и бережного отношения к своему здоровью. Льняные ткани одни из них. Несмотря на то, что посевы льна во всем мире ежегодно растут в объеме, они считаются элитными и стоят немало. Причина их популярности кроется не только в экологической чистоте льняных волокон, но и в уникальных биологических свойствах и высоких эксплуатационных характеристиках.

История возникновения

Первые упоминания о тканях изо льна с гладкой поверхностью и матовым блеском можно найти уже в Библии, а их древнейшие образцы, сотканные в VIII–III вв. до н. э., были обнаружены при археологических раскопках в Швейцарии. Сегодня эти ценные раритеты хранятся во многих музеях мира. О том, как в те времена выращивали лен, получали из него волокна и ткали ткань, нам рассказывают рисунки на старинных фресках и древнегреческих амфорах.

С помощью примитивных технологий люди в то время ухитрялись получать почти прозрачные, но очень прочные полотна. Такая тонкая льняная ткань ценилась на вес золота. В Азии, Шумере, Персии в льняную одежду облачались царственные особы. В Египте в бинты изо льна оборачивали мумии фараонов. В Греции и Риме льняные одежды носили в основном знатные женщины.

Любим и почитаем, лен был и на Руси. Здесь из него изготавливали не только одежду, но и рыболовные сети, паруса, канаты, силки для ловли зверей и птиц. А благодаря тому, что появилась льняная ткань из толстой пряжи ― холст, до нас дошли многие шедевры мировой живописи.

И сегодня лен дарит нам масло, одежду, постельное белье, скатерти и шторы, прочные нити, из которых плетут тончайшие кружева. Все изделия из него характеризуются великолепными гигиеническими качествами, экологичностью, износостойкостью, долговечностью и, несмотря на немалую цену, всегда пользуются повышенным спросом.

Прочные тонкие льняные полотна в странах Древнего мира часто заменяли деньги. Интересно, что на Руси эта традиция практиковалась вплоть до середины XIX века.

Характеристики

Часто лен путают с его основным конкурентом хлопком, что в корне неверно. Это совершенно разные растения и, получаемые из них волокна, естественно тоже имеют разные свойства. Льняная пряжа представляет собой лубяные (волокнистые), заостренные на концах волокна длиной от 4 см. Ее прочность очень высока и может достигать 70 сН/текс (система единиц, в которой измеряется прочность нитей). К примеру, прочность хлопка в два с лишним раза ниже – до 28 сН/текс.

Высокая прочность льна используется в США при печатанье денег – в доллары его добавляют до 25%.

Намного выше у льна и гигроскопичность, поэтому он гораздо лучше впитывает и отдает влагу. Теплостойкость этих двух материалов также отличается – если у хлопка она составляет 120- 130 °С, то у льна она равна 160-170°C. Лен даже в жару дает ощущение прохлады, а в холод сохраняет тепло.

Аналогично хлопковым льняные полотна устойчивы к любым органическим растворителям и щелочам. Однако, если первые легко поддаются окрашиванию, то вторые из-за наличия большого количества примесей и жировосковых веществ окрашивать и отбеливать гораздо сложней.

Ткани, полученные из льна, выращенного в разных регионах, чуть отличается по степени жесткости. В их состав входит до 80% целлюлозы и до 5% лигнина. Именно это вещество и придает будущему полотну жесткость. Самым качественным считается светло-серое волокно с минимум его содержания.

Технология изготовления

Вырастить лен непросто. Он чувствует себя комфортно только в условиях умеренной температуры, хорошего освещения, длинного светового дня и достаточной влажности. Не только количество, но и качество урожая снижается при повторном засеве на одном и том же поле, поэтому для него используют только 5-7-польный севооборот. Технология изготовления льняных волокон также более сложна, чем переработка хлопка, поэтому и стоимость их выше.

Из-за этих факторов, к сожалению, лен считается малорентабельной культурой и хозяйств, заинтересованных в его выращивании, в нашей стране немного.

В природе существует около 100 видов растений семейства льновых, однако делают льняную ткань лишь из одной разновидности ― это прядильный лен, называемый долгунцом. Веками отработанная технология получения из него ткани осталась почти неизменной, разница лишь в том, что она стала автоматизированной.

В отличие от выращивания льняной культуры, процесс изготовления из нее волокон, а затем и ткани не столько сложный, сколько трудозатратный. Вот лишь основные его этапы:

  1. Растения собирают и с помощью комбайнов перерабатывают их в солому;
  2. Затем, солому на 2-3 недели расстилают на поле, чтобы она напиталась росой, и из нее можно было отделить волокнистую часть (тресту);
  3. Вымоченную в росе солому собирают, высушивают, мнут и теребят, разделяя на волокна на тресту и кострицу (твердую внутреннюю часть);
  4. Тресту вычесывают и формируют из нее ленту, а уже из ленты получают слабо скрученную тонкую нить, называемую ровницей;
  5. Из ровницы методом полотняного плетения ткут ткань;
  6. Готовые полотна отбеливают и красят в различные цвета или оставляют неокрашенными.

Лен-долгунец ценен и тем, что полученное из него сырье безотходное: из вычесанного льна получают текстиль высокого качества, из оставшегося очеса получается грубая льняная ткань (мешковина и рогожка), из которой шьют мешки, остальные отходы используются в строительстве и производстве мебели.

Сегодня почти все виды льняной ткани изготавливаются машинным способом, но среди поклонников этнического стиля особенно ценятся домотканые полотна, выполненные народными мастерами вручную.

Разновидности льняных тканей

Вид, плотность и область применения льняных тканей во многом зависят от типа переплетения нитей, используемого в процессе производства. Оно бывает:

  • полотняное;
  • жаккардовое;
  • саржевое;
  • узорчатое (мелкое и крупное);
  • ажурное.

Все виды плетений используют для производства как стопроцентно льняных, так и смесовых, с добавлением хлопковых, шелковых, шерстяных, лавсановых или полиэфирных волокон тканей.

В свою очередь зависимости от способа переплетения, толщины пряжи, и ширины полотен льняные ткани подразделяют на:

  • столовые;
  • полотенечные;
  • костюмно-плательные;
  • бельевые;
  • простынные;
  • вышивальные;
  • террасные;
  • декоративные;
  • кружевные.

Технический лен (вышивальный и террасный) не отбеливают, и он характеризуется естественным для льняных волокон цветом. Все остальные разновидности могут быть как неотбеленными (одежда из такой ткани сегодня в моде), так и частично или полностью отбеленными или окрашенными ― однотонными или набивными.

Высококачественный стопроцентный льняной текстиль, сделанный за рубежом, в Бельгии, Италии и Ирландии считается элитным и стоит дорого. Отечественный лен уступает ему в качестве, но стоит на порядок дешевле и более доступен. Самый бюджетный ― смесовый лен с добавлением синтетических волокон. При этом внешне отличить его от натурального аналога очень трудно. Если же говорить о недорогих и полностью натуральных разновидностях, то это ― полулен (лен с добавление хлопка). При весьма доступной цене, эта гладкая плотная льняная ткань приятна на вид и что особенно ценно, легко поддается окрашиванию.

Плюсы и минусы льняных тканей

Достоинства льняного текстиля проверены даже не веками, а тысячелетиями. Перечислим лишь основные из них:

  • Одежда и домашний текстиль изо льна прекрасно выглядят, приятны на ощупь, легко выдерживают многочисленные стирки, не желтеют со временем, не истираются и долгие годы сохраняют первоначальный презентабельный вид.
  • Многочисленные микропоры, характерные для льняных тканей делают их «дышащими» ― через них свободно циркулирует воздух. Благодаря этому свойству они отлично сохраняют тепло в холода и прохладу в жару.
  • Льняные материалы не раздражают кожу, не вызывают аллергических реакций и изделиями из него можно смело пользоваться астматикам и аллергикам.
  • Лен ― природный антистатик. Он абсолютно не электризуется, именно поэтому к изделиям из него меньше прилипает грязь, и они долго остаются чистыми.
  • Даже толстое льняное полотно не плесневеет. Этот текстиль способен угнетать большинство болезнетворных грибков бактерий, не липнет к телу, превосходно впитывает влагу и легко ее отдает окружающему воздуху. В одежде из него даже в жару запах пота будет чувствоваться гораздо меньше.

Недостатки льна по сравнению с его достоинствами малочисленны и относительны:

  • Лен быстро мнется, а разгладить его бывает трудно. Но «помятость» такого текстиля сегодня стала модной изюминкой. Она воспринимается большинством потребителей позитивно, поскольку наглядно демонстрирует натуральное происхождение и высокую стоимость ткани.
  • Некоторая жесткость, по сравнению с другими видами натуральных тканей, также все чаще оценивается дизайнерами скорее как достоинство. Она позволяет проявить фантазию и создавать изделия с четко выраженными формами.
  • Единственный существенный недостаток льняных тканей высокая осыпаемость. При работе с ним приходится особое внимание уделять обработке швов.

Где используют

Дизайнеры с мировым именем отводят этой ткани целые коллекции. Платья и рубашки, блузки и юбки, сумки из льняной ткани превосходно сочетаются с джинсой, шерстью, трикотажем, шелком или шифоном и, конечно же, хлопком. Изготавливают изо льна и верх для обуви, а также подкладочную ткань.

В чистом виде, почти без примесей лен применяется в основном для изготовления скатертей. Считается он и одним из лучших вариантов для пошива постельного белья. Правда, в этом случае для получения более мягкого полотна его смешивают с хлопком.

Всегда популярны льняные шторы. Вопреки расхожему мнению они превосходно вписываются в любые жилые и офисные, а не только кухонные интерьеры. особенно хороши они тем, что способны противостоять воздействию солнечных лучей и перенести множество стирок.

Экологически чистый лен используют для обивки стен. Его нейтральные цвета служат идеальным фоном для других предметов интерьера. Используют его и для обивки панелей кроватей, диванов, стульев, изготовления чехлов для мебели, абажуров и всевозможных аксессуаров.

Льняная ткань подвержена усадке, поэтому не стоит покупать одежду из нее впритык – вещи необходимо брать чуть большего размера. Учитывать это следует и при пошиве постельного белья и штор.

Уход за изделиями изо льна

Каким бы прочным и долговечным не было льняное полотно, при уходе за ним соблюдать несколько простых правил:

  • Неокрашенные и отбеленные изделия можно стирать при высоких температурах до 90 °С, а если в этом есть необходимость, кипятить.
  • Максимальная температура стирки для окрашенного льна ― 60 °С.
  • Средства для отбеливания лучше не использовать. Под воздействием агрессивных окислителей пигменты волокон льна могут измениться.
  • Сушат льняные ткани и изделия из них в расправленном виде, не допуская дополнительного сминания.
  • Глажку нужно проводить, когда ткань еще слегка влажная или используя функцию отпаривания.
  • Хранят льняную одежду и домашний текстиль в пакетах из хлопковой ткани или бумаги. Чтобы они не пропитывались посторонними запахами их периодически достают и проветривают.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 5]

Все текстильные материалы состоят из волокон. Различают две группы текстильных волокон: натуральные и химические. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения.

Для производства растительных волокон (и тканей из них) чаще всего используют растения хлопчатника и льна (рис. 13).

Рис. 13. Растения хлопчатника (а) и льна (б)

Растительные волокна получают также из крапивы, конопли, кенафа, джута, но эти растения как сырье для текстильной промышленности используются гораздо реже.

Хлопчатник - однолетнее кустарниковое растение высотой более метра. После созревания плод хлопчатника - семенная коробочка - раскрывается. Внутри коробочки находятся семена, покрытые волокнами. Волокна хлопчатника белого цвета, пушистые, короткие, мягкие, тонкие. Из них и делают хлопчатобумажные нити и ткани. Кроме того, из семян хлопчатника получают масло, жмых для корма животным. За ценные свойства хлопок называют белым золотом.

Родина хлопчатника - Индия. Растение любит 30-градусную жару и большое количество влаги. В нашей стране хлопчатник не выращивают, потому что ему не хватает тепла для вызревания.

Лен - однолетнее растение высотой менее метра. В коре его стебля находятся волокна, из которых изготовляют ткань. Эти волокна называются лубяными. Они гладкие, длинные, прямые, жесткие и толстые. Льняные ткани обычно бывают серого цвета с характерным блеском, за что лен называют северным шелком.

На Руси издревле возделывали лен. Это растение любит свет, влагу, умеренное тепло, не боится легких заморозков. Лен и сейчас выращивают во многих областях России: Вологодской, Костромской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской и других.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон

Хлопчатобумажные ткани слегка шероховатые и не имеют блеска, их нити равномерны по толщине. Ткани из чистого хлопка легко мнутся, но хорошо разглаживаются. На срезах нити не осыпаются. Материалы из хлопка легкие и мягкие, создают ощущение тепла, хорошо впитывают влагу, быстро высыхают, пропускают воздух, хорошо стираются и выдерживают высокие температуры. Из них шьют одежду, нательное, постельное и столовое белье, полотенца и другие вещи.

Ткани из хлопка довольно прочные, обладают большей растяжимостью по утку и меньшей по основе. При стирке они садятся по нити основы.

Льняные ткани гладкие и слегка блестящие, имеют неравномерные по толщине нити. Ткани из чистого льна быстро мнутся, но хорошо разглаживаются. На срезах нити сильно осыпаются. Льняное волокно хорошо впитывает и испаряет влагу. Прилегающая к телу льняная одежда создает ощущение чуть влажной прохлады. Льняные ткани применяются для изготовления одежды, столового и постельного белья и полотенец.

Ткани из льна очень прочные, в прошлом они были незаменимы для парусных судов (парусина). Эти ткани малорастяжимы по основе и утку, обладают жесткостью, большой массой и толщиной. Сегодня из толстых, грубых волокон льна делают тяжелый и прочный брезент для палаток и рюкзаков. На льняных холстах художники пишут картины.

Виды хлопчатобумажных тканей

Ситец - легкая ткань полотняного переплетения для летних платьев, сарафанов, халатов, белья.

Батист - очень тонкая, мягкая ткань полотняного переплетения для блуз, летних платьев, белья.

Фланель - мягкая ткань с двусторонним начесом для зимних детских изделий, теплых мужских рубашек, домашних халатов.

Джинсовая ткань - плотная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения бытового и производственного назначения.

Вельвет - ткань с ворсом в виде продольных рубчиков, используется для пошива верхней одежды.

Виды льняных тканей

Льняное полотно - группа тканей полотняного переплетения различной толщины и цвета, применяется для изготовления летней одежды и белья.

Льняной батист - тончайшее полупрозрачное льняное полотно, используется для белья и легкой одежды.

Холст - льняная ткань из толстой пряжи, служит для технического применения.

Парусина - грубая ткань полотняного переплетения, используемая для спецодежды.

Нитки и тесьма

Для изготовления швейных изделий кроме ткани необходимо множество дополнительных материалов.

Нитки служат для сшивания деталей и узлов швейных изделий, а также для обработки их срезов. По составу и толщине они бывают разными, их выбирают в зависимости от толщины ткани: тонкие ткани сшивают тонкими нитками, и наоборот. Основное требование - нитки должны быть прочными, высокого качества и соответствовать тону ткани.

Тесьма. Чтобы юбка или брюки плотно «сидели» на талии, в подгибку вставляют эластичную тесьму (резинку). Она бывает различной ширины и цвета. Для отделки изделий используют декоративную тесьму (рис. 14).

Рис. 14. Виды декоративной тесьмы

Практическая работа № 8
Определение вида ткани. (Выбор ткани для проектного изделия)

Вам потребуются: образцы различных хлопчатобумажных и льняных тканей, ножницы, лупа.

Задание. При изготовлении одежды необходимо уметь различать льняные и хлопчатобумажные ткани. Определите вид ткани по предложенным учителем образцам (табл. 3).

Таблица 3
Основные признаки льняных и хлопчатобумажных тканей

Порядок выполнения работы

  1. Рассмотрите образцы тканей. Определите льняные и хлопчатобумажные ткани по внешнему виду и на ощупь. От каждого образца отделите по одной нити. Разорвите их поочередно. Рассмотрите, как выглядит разрыв (это лучше делать через лупу). Сделайте пометки на образцах и в таблице рабочей тетради.
  2. На каждом образце сделайте надрез и разорвите ткань. Определите льняные и хлопчатобумажные ткани по их прочности. Сделайте выводы.
  3. Попытайтесь обосновать свой выбор ткани для проектного изделия. Какие свойства этой ткани являются для вас наиболее важными и почему?

Новые понятия

Льняные и хлопчатобумажные ткани; виды тканей ткани бытового и производственного назначения; нитки, тесьма.

Контрольные вопросы

  1. Из чего состоят швейные материалы?
  2. Какое волокно выращивают в России, а какое - привозят из-за границы?
  3. Почему льняные ткани прочнее, чем хлопчатобумажные?
  4. Почему льняные ткани осыпаются сильнее, чем хлопчатобумажные?
  5. Из какой ткани лучше шить простыни, а из какой - ночную сорочку?
  6. Чем отличается батист от джинсовой ткани?
Урок 5 класса

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Цели:


  • ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей;

  • научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними;

  • развивать логическое мышление;

  • прививать эстетический вкус;

  • воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажной и льняной тканей, ножницы, клей.
Ход урока

I Организация урока.

Проверка готовности учащегося к уроку.


II Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения:

1. Что изучает материаловедение?

2.Что называют волокном?

3. На какие два класса делятся текстильные волокна?

4. Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?

5. Что вы знаете о хлопке?

6. Что вы знаете о льне?

7. Из чего состоит ткань?

8. По каким признакам определяют нити основы в ткани?

9. Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани?

10. Назовите ткани по способу отделки?
III Изучение нового материала

Задача нашего урока состоит в том, чтобы ознакомить учащихся со свойствами натуральных волокон, научить, как правильно подбирать ткани к швейным изделиям, как с этими тканями обращаться в процессе изготовления. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства. Основные свойства тканей: механические, физические, технологические.

К физико-механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость.

Гигиенические свойства: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность.

Гигроскопичность - свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух.

Технологические свойства: осыпаемость, усадка.

Волокнистый состав тканей определяется их свойствами.
Положительные свойства хлопчатобумажных тканей:


  • хорошие гигиенические и теплозащитные свойства;

  • прочность;

  • светостойкость;

  • хороший внешний вид;

  • удобность в носке;

  • при намокании волокна хлопка набухают и увеличивают прочность.

Недостатки хлопчатобумажных тканей:


  • сильная сминаемость;

  • ткани теряют красивый внешний вид при носке;

  • небольшая стойкость к истиранию;

  • малая носкость.

Положительные свойства льняных тканей:


  • высокая гигроскопичность;

  • средняя воздухопроницаемость;

  • высокая носкость;

Недостатки льняных тканей:


  • сильная сминаемость;

  • малая драпируемость;

  • жесткость;

  • большая усадка;

IV Закрепление материала .

Проводится при помощи фронтальной лабораторно-практической работой. Учащиеся получают по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной тканей. Раскладывают перед собой, сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в форме отчета в рабочую тетрадь. Затем определяют вид ткани каждого образца и записывают в рабочую тетрадь, какой образец хлопчатобумажной, а какой льняной. Сданные отчеты учитель проверяет и ставит оценки.


V Подведение итогов урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, объявляет оценки за рок.


Домашнее задание: составить самостоятельно коллекцию образцов из хлопчатобумажных и льняных тканей, повторить свойства этих тканей. Стр.(5-8) учебник В.Д. Симоненко.