Турецкая баня в екатерининском парке царского села. Турецкая баня Царском селе был создан павильон турецкая баня

Руины Баболовского дворца


Баболовская чаша


Мост-плотина


Баболовский парк


Баболовский дворец

Во времена правления дома Романовых в Царскосельском и Баболовском парках насчитывалось семь отдельно стоящих банных зданий, каждое из которых было возведено в неповторимом архитектурном стиле. Почти не осталось сведений о так называемой «старой бане», которая располагалась на месте нынешнего церковного флигеля и была разобрана при перестройке дворца. Не сохранилась и деревянная купальня архитектора Джакомо Кваренги, с огромным бассейном для обучения плаванию царских детей и внуков. Здание настолько сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, что его решили не восстанавливать. По сей день среди руин дворца-дачи светлейшего князя Г. А. Потёмкина в Баболовском парке стоит недостроенная мыльня с 48-тонной Царь-ванной из цельного куска гранита, предназначенной для купания Екатерины II в козьем молоке. Стены мыльни возводили над уже установленной ванной, но из-за технических просчётов, проект так и не был полностью осуществлён.

Четыре бани императорского банного комплекса


«Верхняя ванна»


«Нижняя ванна»


«Холодные бани»


Турецкая баня

Из императорского банного комплекса сохранились лишь четыре бани: «Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств» (1777—1779 гг.), «Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня» (1778—1779 гг.), проект которых принадлежит придворному архитектору И. В. Неелову, римские термы шотландского архитектора Ч. Камерона, которые называют «Холодными банями» (1780—1785 гг.), и Турецкая баня, построенная обрусевшим архитектором И. А. Монигетти (1850—1852 гг.).

Водоснабжение Царского Cела


Виттоловские канал и пруд


Виттоловские канал и пруд


Шапельный грот (1828). Виттоловский водовод


Таицкий водовод


Таицкий водовод

Главным врагом осуществления проектов была сама природа, ведь Екатерининский парк и прилегающие территории были очень бедны водой. Долгое время дворцовый комплекс снабжался из Виттоловского водопровода, но чем больше строений появлялось, чем больше прудов придумывала императрица в своём парке, чем больше придворных выезжало в летнюю резиденцию, тем острее вставал вопрос водоснабжения. И речь о строительстве бань и купален, для которых требовалась специальная система труб, колодцев и насосных станций, даже не велась. В 1773 году в Царском Селе началось строительство нового водопровода с забором воды в реке Тайцы и Таицких ключах. Работы велись почти 14 лет, однако Таицкий водопровод уже в скором времени позволил начать возведение двух новых бань для нужд членов императорской семьи и их придворных. Их называли «Верхняя и нижняя ванны», они были созданы по проекту Ильи Васильевича Неелова.

«Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств»


Верхняя ванна


Купальня Цесаревича Павла Петровича в Старом саду


План Верхней ванны, 1777 год


Роспись купола Верхней ванны


Роспись купола Верхней ванны

В глубине Старого Голландского сада над гладью Зеркального пруда парит дивно лёгкий и изящный светло-жёлтый павильон, который настолько удачно вписан в окружающий пейзаж, что кроме как шедевром классицизма, называть его не хочется. Однако в царские времена здание это имело самое простое бытовое назначение. Это Мыльни их Высочества, то есть баня для ближайших родственников императора, которую построили в 1777—1779 гг. взамен старого банного дворцового флигеля. Архитектор Илья Неелов только что вернулся из Италии, где был избран членом Болонской Пио-Клементинской Академии, поэтому в ранних своих работах он руководствовался «простотой, изяществом и достоинством» классической итальянской архитектурной школы. За неброскими архитектурными фасадами без вычурного декора спрятан роскошный и очень функциональный интерьер. Все стены бани были расписаны известным художником-декоратором Алексеем Бельским по мотивам фресок Золотого дома императора Нерона: античный мир, утопающий во фруктах и цветах. Главным центральным помещением павильона является восьмиугольный зал для отдыха, по стенам которого расположены двери в сени, раздевальню, парную, мыльную, котельную и комнату с бассейном. Инженерное оборудование для подачи, подогрева и сброса воды в царской бане использовалось только самое передовое. Вода поступала из строящегося Таицкого водопровода, она считалась целебной и особенно подходящей для банных процедур. Здесь же появилась одна из самых первых в российской империи ванн, ведь именно в период царствования Екатерины Великой в обиход вошло не только слово «ванна», немецкого происхождения, но и мода «ванну принимать». Несколько лет подряд «Верхней ванной» пользовалась сама императрица, а затем её внуки — Александр и Константин. Инженерная начинка здания несколько раз реконструировалась и совершенствовалась, пока в 1911 году Николай II не распорядился приспособить Мыльню «под помещения, учреждённого с высочайшего соизволения в музей памяти 200-летия Царского Села».

«Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня»


Нижняя ванна


Аллеи террасы Верхнего сада и Нижняя ванна


План Нижнней ванны, 1778


Нижняя ванна, 1911



Экспозиция павильона Нижняя ванна


Экспозиция павильона Нижняя ванна

Вторым архитектурно-инженерным произведением Ильи Неелова в Екатерининском парке является здание Кавалерской мыльни или Нижней ванны, которая была предназначена для придворных дам и кавалеров. Павильон, исполненный в виде классических римских терм, умело спрятан за листвой деревьев, сбоку от центральной аллеи парка. Семь цилиндрических помещений, объединённых центральным куполом, с двумя прямоугольными входами — отдельно для дам, отдельно для кавалеров, ибо, по приказу императрицы и постановлению Сената, совместные омовения в банях были запрещены. Внутри здание объединяла только центральная общая зала с огромной ванной, в которой можно было плавать. А в остальном помещения были строго поделены на мужскую и женскую: две раздевальни, две парные, и даже котельных было две. Вода поступала в Кавалерскую мыльню также из самотечного Таицкого водопровода. Специально для этих целей из Каскадного канала был проложен деревянный отвод, который переходил в оловянные водопроводные трубы, по ним вода поступала в водогрейные котлы и краны. «Нижнюю ванну в Царском селе обслуживал целый штат: парильщики, банщики, дровотаски и истопники. Дрова для бани заготавливали зимой и сушили два года под проветриваемым навесом. Дрова использовали только для печей и каминов Нижней ванны. Водогрейные котлы топились высококачественным кардиффским углём, который активно импортировали из Великобритании» . Этот небольшой банный комплекс придворные активно использовали вплоть до революции 1917 года.

«Холодные бани»


Холодные бани, Г. К. Чарлз Камерон


Ротонда (Купольный зал), Агатовые комнаты


Купальный зал. Бассейн с балюстрадой. Фото 30-х годов


«Пандус» - спуск из Висячего сада в Екатерининский парк


А. Тон. Камеронова галерея. Литография

А для личного их Императорского Величества пользования в 1780 году Екатерина Вторая утверждает в работу проект бани «как у римских императоров», архитектора Чарльза Камерона. Он обратил на себя внимание русской Императрицы, благодаря фундаментальному труду о римских термах, полностью проиллюстрированному самим автором. Он был приглашён в Царское Село, чтобы создать дворец «ни слишком велик, ни слишком мал» , в котором расположилась бы личная купальня Екатерины и который воплощал бы в себе «резюм славного века Цезарей, Августов, Цицеронов, Меценатов» .

В результате рядом с главным дворцом Царского села появились величественные «Термы Камерона» — настоящий миниатюрный дворцовый комплекс в античном стиле, который, помимо холодной бани, включал в себя висячий сад, крытую прогулочную галерею и анфиладу покоев для отдыха, которые известны под названием «Агатовые комнаты». Здание Холодных бань, состоящее из двух этажей, соединяло в себе дух древности и возрождения. Массивный первый этаж из грубого камня, «как будто изъеденного ветрами и дождями» , с широкими арками и колоннами воплощал в себе мир древних богов и атлантов. А верхний этаж, лёгкий и ажурный, с изящными статуями в нишах и коваными решётками ложных балкончиков, являл Ренессанс. Весь первый этаж здания занимали различного вида банные помещения и купальни для омовения и отдохновения, причём назывались они на латинский манер. Купальный зал с оловянным бассейном для плавания в прохладной воде — фригидарий, помещение с ванной для купания в тёплой воде — тепидарий, кальдарий — маленькая, очень горячая парильня. Императорская мыльня включала в себя опочивальню, отдыхательную комнату, комнату для массажа, а также, по личному распоряжению Екатерины, здесь была встроена настоящая русская парная баня, для создания которой пригласили всё того же Илью Неелова. Был здесь и гипокауст — небольшое тёмное помещение без окон, куда входили работники, следившие за разными температурными режимами в комнатах здания, ведь именно здесь нагревалась вода. Вода для бань накапливалась в специальном колодце и подавалась насосами в гипокауст по системе свинцовых труб, проложенных под висячим садом. Затем она нагревалась в трёх разных сосудах до трёх разных температур и поступала через цистерны в три разных помещения уже прохладной, тёплой и очень горячей. Для стока отработанных вод из всех помещений сразу была специально изготовлена труба большого диаметра, которую проложили под Цветочным садиком и по склону направили в сторону одного из каналов. По всему зданию подавался подогретый воздух по каналам, расположенным в стенах. Сами помещения отапливались печами и каминами, которые Чарльз Камерон разрабатывал лично. А для того, чтобы в помещениях не накапливалась лишняя вода и конденсат, в каждой комнате была поставлена «машина для растворения окна» , которая работала как примитивная вентиляция. Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, а также совместить их с надёжным инженерным оборудованием, а также изысканным и подчёркнуто пышным убранством, насколько это позволяла смета. «Мы с мастером Камероном мастерим здесь, в Царском Селе, сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть» , — писала Екатерина. Работы были полностью закончены за два года до её смерти.. Проект создал молодой архитектор И. А. Монигетти, который был принят на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов.

В 1848 году новый главный архитектор представил императору вариант банного павильона, решённого в стиле турецкой мечети с минаретом. Основой для проекта стала собственная акварель Монигетти, на которой он изобразил ту самую адрианопольскую мечеть, мрамор из которой был доставлен в царскую резиденцию под Петербургом. А место для будущей бани выбрал лично император. В представленном проекте под большим куполом располагался хаммам, из которого по переходам можно было пройти к ещё двум банным помещениям. Для нагревания в них воды до разных температур предполагалось создать специальный резервуар с водой и топку. В хаммаме горячий пар должен был естественным образом образовывать капли, стекающие по стенам. 30 апреля Монигетти получил «Высочайше утверждённый план с означением на оном карандашом места, на котором должна быть построена Турецкая ванна» . Почти два года ушли на подготовку береговой линии, где грунт был слишком слаб для будущего фундамента. Земля вдоль укреплённой кромки была вынута на трёхметровую глубину и залита слоями бетона со щебнем. «Работы по сей ванне произведены с надлежащею прочностью и чистотою, а внутренние украшения с особенною изящностию из лучших материалов, согласно смете и утвержденному проэкту» ещё два года спустя засвидетельствовала приёмная комиссия Министерства императорского двора. Центральное помещение украсил мраморный бассейн с позолоченным фонтаном. В стене журчал вмонтированный каскадный фонтан. Водопроводная система холодной и горячей воды была подведена во все помещения мыльни, однако исполнена баня была без отопления! Документальных свидетельств причины такого решения не сохранилось, Турецкая баня в Царском Селе никогда не использовалась по назначению. К концу 1853 года Николай I закончил выбирать предметы мебели и украшений, а также «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани» . После чего изящный павильон превратили в комнаты отдохновения над водами Большого озера.


Мраморный (Палладиев) мост

Царскосельский банный комплекс по сей день является, пожалуй, самым дорогим и изысканным в мире, построенным для личного пользования одной семьи. Он стал также и своеобразным памятником передовой архитектуры и инженерии своего времени.

Павильон «Турецкая баня» в Пушкине (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В сердце Екатерининского парка, с южной стороны Большого пруда, расположено необычное здание. Оно разительно отличается от остальных строений: пышных, горделивых памятников эпох барокко и классицизма. Павильон «Турецкая баня» будто сошел со страниц восточной сказки - простые изящные линии, опалово-розовая окраска стен, воздушные пропорции купола и увенчанная полумесяцем золоченая игла минарета.

Почему «Турецкая баня», а не «Турецкая мечеть»? Дело в том, что павильон был возведен в память о русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Турки же в то время имели неприятную привычку: устраивали бани в захваченных храмах чужих религий. Император Николай, считавший себя защитником всех православных христиан, назначением и формой нового павильона не только напоминал о победах русского оружия - это был прозрачный намек на будущую судьбу Блистательной Порты.

Архитектор И. А. Монигетти, лично бывавший в Адрианополе, в основу проекта положил наброски тамошней мечети. Для усиления пропагандистского эффекта во внутреннем убранстве использовали подлинные мраморные колонны, украшения и барельефы из личной бани турецкого султана (его адрианопольская резиденция в свое время была захвачена русскими войсками, и элементы декора вывезли в Петербург в качестве трофея).

Уже на стадии проекта архитектор столкнулся с типичными для николаевской России трудностями - засильем бюрократии и хронической нехваткой денег. Монигетти предполагал соорудить настоящую, роскошную турецкую баню-хамам: с Кофейной, Диванной, Раздевальней, Горячей, Большой и Малой банями с разной температурой воды. Смета была рассчитана на 38 000 рублей, но Николай I оценил имперское величие куда скромнее - в 30 000 и ни копейки сверху. Чтобы вписаться в скудный бюджет, Монигетти пришлось отказаться от первоначальной идеи и превратить павильон в холодную купальню - сейчас лишь умывальные чаши с кранами для горячей и холодной воды напоминают о былом замысле.

Хотя «Турецкая баня» - самый молодой павильон в Екатерининском парке, его интерьер - один из самых старых. Часть адрианопольских украшений в комнате с бассейном и золоченым фонтаном относится к 16 веку.

На внутреннюю обстановку было выделено всего 4000 рублей. Чтобы уложиться в скромную сумму, Монигетти пришлось лично ехать в Москву и закупать «мелочные вещи к омеблировке» в действующих турецких банях. Полностью отделка была завершена в 1853 г. - до поражения России в Крымской войне оставалось меньше десятилетия.

В последние годы империи никому не нужный павильон тихо ветшал, пока в 1917 г. не был законсервирован. Во Вторую мировую павильону тоже досталось: он получил несколько попаданий снарядов. После косметического ремонта «Турецкую баню» превратили в подсобку при лодочной станции, мраморный интерьер закрыли слоем краски.

В 2006 г. началась полная реставрация памятника. Здание воссоздали буквально из руин - минарет разобрали, пронумеровав кирпичи, затем сложили заново. Усилили фундамент павильона, восстановили инженерные коммуникации. В теплое время года «Турецкая баня» вновь принимает посетителей: возрожденные комнаты служат музейными залами, в них выставляются экспонаты из фондов Царского села.

Практическая информация

Как добраться: полную информацию об адресе Екатерининского парка, доступном транспорте, часах работы и стоимости билетов вы можете найти на странице «Екатерининский парк в Пушкине ».

Павильон находится в пейзажной части парка, на западном берегу Большого пруда.

Турецкая баня – это последняя постройка, выполненная на территории Екатерининского парка . Павильон был создан по образцу турецких мечетей города Адрианополя (сейчас это город Эдирне на севере Турции). Павильон представляет мемориал русско-турецкой войне 1828-1829 годов.

Для справки: Часто на покоренных территориях турки устраивали бани в церквях и строительство Турецкой бани стало своеобразным ответным ходом. В павильоне были размещены трофеи - подлинные мраморные детали, привезенные императору из сада дворца султана Эске-Сораль и бани турецкой султанши в Адрианополе: колонны, наддверные украшения и настенные доски, чаши фонтанов и другие предметы.

Для строительства сооружения Николай I пригласил Карла Росси, но проект архитектора императору не понравился и работа была поручена Ипполиту Монигетти.

Турецкая баня построена в 1850-1852 годах на небольшом рукотворном полуострове Большого пруда.

Павильон служил украшением парка, он строился без отопления и никогда не использовался по своему прямому назначению - лишь в летние дни во время прогулки в нем укрывались от жары.

Купол здания украшен рельефным орнаментом, а высокий минарет (башня, с которой мусульмане призываются на молитву), заканчивается шпилем с полумесяцем.

Внутренние помещения Турецкой бани оформлены в мавританском стиле (этот архитектурный стиль возник в эпоху Историзма и неостилей в конце XIX века).

В здании было шесть помещений - Сени и Раздевальня, Мыльня и Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение.

  • Стены раздевальни украшены цветной мозаикой, лепкой и орнаментальной живописью, в нише устроен каскадный фонтан
  • Мыльня освещалась сверху, в ее стенах устроены две чаши для воды. Через полуциркульную арку можно пройти в роскошный Купольный зал
  • В середине Центрального купольного зала устроен бассейн из белого мрамора, в котором находился расписной позолоченный фонтан. Стены украшены мраморными досками с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.

Во время Великой Отечественной войны от прямого попадания снаряда здание сильно пострадало. В 1953 году были восстановлены фасады и в павильоне разместилась лодочная станция. Павильон Турецкая баня был полностью восстановлен в 2005-2008 годах и сейчас в нем экспонируются предметы из собрания Государственного музея-заповедника Царское Село .

Режим работы Турецкой бани в 2019 г.

  • В летний период
    • С 11:00 до 18:30
    • Выходной день: среда
    • Павильон может быть закрыт в дождливую погоду
  • В зимний период
    • Павильон закрыт

Стоимость билетов в павильон Турецкая баня в 2019 г.

  • Полный билет - 200 руб.
  • Льготный билет для учащихся (с 16 лет) и студентов - 100 руб.
  • Льготный билет для пенсионеров России и Белоруссии - 100 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.


Турецкую баню строили как ванну без отопления. По прямому назначению ее не использовали, однако две умывальные чаши все же были оборудованы кранами для горячей и холодной воды. Об этом упоминается даже в одном историческом путеводителе. Больше никаких документальных подтверждений не было. Скорее всего это так и останется загадкой павильона.

Вход в сени, ведущие в раздевальню, открывал богато орнаментированный портал; стены ее в нижней части покрыты разноцветной мраморной мозаикой, а в верхней части украшены лепкой и рнаментальной живописью. Каскадный фонтан устроен в нише, отделяющей раздевальню от мыльни; ниша резная из олонецкого мрамора с позолотой, которая вообще обильно применена во всей отделке. Мыльня имеет верхний свет и такую же орнаментировку, как раздевальня, в ее стену вмонтированы две чаши с кранами для теплой и холодной воды.

Отсюда арка ведет в круглый самый эффектный , иллюминаторы пропускают ровный свет. Павильон декорирован в модном тогда мавританском стиле: мозаики на стенах с восточными орнаментами и узорчатые арки. Главное сокровище – Украшен он был турецкими мраморами, некоторые из которых датируются XVI – XVII столетиями.

Россия. Санкт-Петербург Гальванопластическое и литейное заведение герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Бронза, эмаль; золочение, окрашивание, роспись.

В декабре архитектор лично едет в Москву для закупки там «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани», поскольку, «ка полагает он, настоящие турецкие [вещи. - А. Т.] в Москве - по ценам гораздо выгоднее, чем делать по заказу». Монигетти приобретает деревянные, инкрустированные перламутром, костью и черепахой комодик, столик с ящиком и табуреты; фарфоровые и медные золоченые сосуды и чашки; медный золоченый кальян и курильницу; кокосовые ложки, отделанные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, палки самбукового дерева и перламутровый веер. В рапорте Царскосельскому дворцо вому правлению он пишет: «Зная в точности по бытности моей в прежнее время заграницею и в самом Константинополе, какая употребительнейшая в Турции мебель и какими вещами украшают внутренность здания подобно выстроенному по моему проекту, я всемерно заботился о приискании точно таких вещей. [...] Все мною искупленное вполне согласуется с характером здания и смею заверить, как художник, к которому Правление, возлагая порученность эту должно иметь и доверие, что в достоинстве вещей никто не усумнится».

Обстановка нового павильона увлекла самого императора: на выставке произведений Императорских фарфорового и стеклянного заводов в Зимнем дворце Николай I присмотрел люстру «в мавританском вкусе» и «изволил назначить» ее в Турецкую баню взамен предложенной Монигетти, а также отправил туда «для помещения на столе [...] голубой суконный шитый золотом и шелками ковер, поднесенный [...] от графини Киселевой».

Последующие капитальные ремонты памятника и ориентиры времени превратили его в , что явно не способствовало сохранности художественного облика павильона в течение последних 30-40 лет.

1956 год, газета "Вперед":"Приобретено свыше 30 новых лодок. Всего на лодочной станции теперь более 100 лодок."

Современная реставрация

Павильон в 2006 году

В 2002-2003 гг разработан проект и техническая часть тендерной документации реставрации павильона Турецкая баня. Проектом предусматривался ремонт конструкций, гидроизоляция подвала, реставрация фасадов и интерьеров, инженерное оборудование здания, подсветка здания, ремонт наружных инженерных сетей и благоустройство прилегающей территории. В 2005 г организован и проведен конкурс по отбору подрядных организаций и фирм на выполнение работ по реставрации объекта. Заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ с консорциумом в составе ООО ПСП Рест-Арт и ООО Рест-Арт-Проект. В декабре 2008 г в соответствии с Контрактом генеральным подрядчиком завершены работы по реставрации. Выполненные работы приняты Комиссией по приемке работ, назначенной приказом Министра культуры Российской Федерации.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ "Царское Село: "В процессе работ выяснилось, что в аварийном состоянии находился минарет, он отклонялся от оси. Не хотелось его разбирать, но конструкторы настояли. Минарет выложили заново. Восстановили купол с накладным золоченым декором. Павильон засиял. Очень долго Турецкая баня в парке служила лодочной станцией. Ее стены внутри были закрашены краской. Когда краску сняли, под ней обнаружился искусственный мрамор, следы росписи. Ждут очереди на реставрацию мраморные фонтаны, вывезенные из Турции для Екатерины. Это большие чаши XVI – XVII веков для фонтанов, большие рельефы с надписями турецкой вязью. Архитектор Монигетти использовал мраморы, которые были вывезены из Турции, вмонтировал их в стену, обыграл. Мраморные панели старше Царского Села и Петербурга, они на учете как музейные экспонаты. Фонтаны будут функционировать, к ним сделана подводка. Живопись, которую нашли на куполах и сводах, отреставрируем за счет федерального бюджета. Проект получается совместным".

После реставрации павильон используется в теплое время года как музейный, позволив увеличить число и протяженность туристических маршрутов по Екатерининскому парку.

Источники:

  1. Яковкин И. "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  2. Вильчковский С.Н. "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  3. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. - 144 с., ил.
  4. Тоесева А. Монигетти. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  5. Семенова Г.В. "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  6. Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  7. Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  8. Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007
  9. Письма А. Кучумова

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!