Эргономические параметры арт объекта. Эргономика и учебное проектирование

Создавая дизайн-проект интерьера или предметы интерьера , хороший специалист никогда не должен забывать о красоте творения и его функциональности. Ведь кроме внешнего облика, который непременно должен радовать глаз, человеку должно быть комфортно и ничего не должно вредить здоровью, неважно говорим мы о компьютерной мыши или целой квартире.

Именно поэтому, IK architects решило обратиться к эргономике . Такой необходимой, на сегодняшний день, науке.

Мы попытаемся обозначить, что же такое эргономика и зачем она нужна.

В традиционном понимании эргономика – это наука, заботящаяся о приспособлении окружающего человека пространства и предметов для безопасного и эффективного использования на основе психического и физического состояния человека.

В 2010 году Международной Ассоциацией Эргономики было принято более широкое определение:

«Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

Основа для эргономики состоит из многих наук, начиная от анатомии и заканчивая психологией. И ее основной задачей является нахождения оптимальных форм и размеров и правильное расположение предметов для наиболее безопасной и эффективной жизнедеятельности.

Эргономика важна для проектирования любого интерьера , начиная от рабочей зоны и заканчивая зоной сна.

И каждый уважающий себя дизайнер и архитектор должен знать все законы эргономики и применять их в дизайн-проектах .

В данной статье мы более детально остановимся именно на эргономике интерьера . Как Вы уже понимаете, одним из постулатов эргономики является правильное зонирование . Начнем мы с зоны отдыха .

Эргономика зоны отдыха

В зоне отдыха мебель проектируется, учитывая размеры человека в расслабленной позе, но угол наклона кресла или дивана не должен затруднять вставание. Кроме этого, человек должен дотягиваться до предметов на чайном столике не вставая с дивана, лишь двигая корпусом. Для этого необходимо, чтобы голени сидящего находились под столик, стоит предусматривать необходимое пространство. Говоря о пространстве, надо предусматривать пространство для ног всех, сидящих на диване. Особенно это актуально при угловых диванах.

Экран телевизора должен находиться сбоку под углом не менее 30 градусов. Расстояние зависит от размера экрана. Исходя из направления ненапряженного взгляда, главный луч зрения, который направлен в центр изображения, должен отклоняться к низу на 7 градусов.

Сегодня модным становиться камин, классический или современный. Как правило, его размещают в зоне отдыха , и как гласит нам эргономика , размеры камина должны быть пропорциональны объему помещения, чтобы не допустить перегрева. Также нельзя ставить мебель у самого камина.

Поговорив об отдыхе, давайте выясним особенности и общие нормы эргономики рабочей зоны , важной части любого интерьера .

Эргономика рабочей зоны

Для того чтобы правильно спроектировать рабочую зону необходимо точно знать в какой отрасли работает человек, так как сфера деятельности непосредственно влияет на эргономику рабочего пространства , но существуют общие положения, которые присущи каждому рабочему месту. Высота и форма стула и стола определяются через анатомические особенности человека. Высота стула зависит от высоты стола, но, желательно, чтобы была предусмотрена спинная опора.

При работе за компьютером у Вас должна быть возможность положить локти на стол, а также разместить необходимые принадлежности.

Ящики стола не должны находиться слишком низко. Оптимальный вариант – это нижний край ящика на уровне колена человека.

Человеку необходимо свободно садиться и вставать. Если Вы хотите сэкономить место, то поворотный стул именно для Вас. Кроме этого, благодаря нему ящики и полочки можно устанавливать и сбоку или позади стула.

Если в помещении необходимо оборудовать несколько рабочих зон, то следует оставлять проходы не менее 500мм.

Освещение – очень важный аспект эргономики в дизайне рабочего места . Нельзя чтобы руки и тело отбрасывали тень не рабочую поверхность, а источник света не должен слепить глаза, поэтому покрытие стола не должно быть эмалированным. Идеальным станет естественное освещение.

Эргономика зоны сна

Цель эргономики спальни – обеспечить комфортное спальное место. Размер кровати должен определяться размерами хозяина. Возможно, наличие спинки для удобного чтения на ночь. Возможность свободного подхода к кровати для её уборки.

А для уюта можно поставить небольшой прикроватный столик.

Эргономика зоны приёма пищи

Длина стола, рассчитанная для приема пищи одному человеку составляет 600мм. Глубина зависит от количества блюд.

Высота стула определяется высотой стола, а наличие опоры для спины – продолжительностью приема пищи. Важно обеспечить свободный доступ ко всем стульям.

Это лишь общие очерки об эргономике в интерьере . Более подробно вы узнаете нормы эргономики в других статьях IK architects .

Но помните, хороший дизайнер обязан знать эргономику , а в IK architects работают хорошие специалисты, которые спроектируют красивый, эргономичный интерьер .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Обеспечение оптимальных условий работы, наибольших удобств обращения с машиной или прибором. Эргономика как научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях деятельности в современном производстве. Основные цели эргономики.

    реферат , добавлен 19.03.2010

    Эргономика - наука, изучающая проблемы в системе "человек-техника-система" с целью оптимизации трудовой деятельности. Связь и область применения эргономики, ее основные показатели. Электромагнитные поля и излучения, их источники и воздействие на человека.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2015

    Понятие эргономики и этапы ее развития. Эргономический подход к изучению трудовой деятельности. Основные методы эргономического анализа. Варианты развития эргономики. Особенности взаимодействия человека и техники в сфере производства, досуга и быта.

    реферат , добавлен 17.11.2009

    Вкусовой анализатор человека. Энергетический компонент производственной деятельности, ее виды: физическая и умственная. Категории работ по затратам энергии организмом. Эргономика и производительность труда человека. Классификация террористических актов.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2009

    Эргономика как наука и ее предмет. Принципы построения системы "человек-машина-среда", кодирование информации. Структура и номенклатура требований по эргономике. Психофизиологические характеристики человека. Классификация физического и умственного труда.

    шпаргалка , добавлен 02.03.2011

    Предпосылки возникновения эргономики, основные характеристики эргономического проектирования. Признаки эргономического проектирования: ограниченные ресурсы, неизбежность различных конфликтов. Особенности развития макроэргономики, ее основные задачи.

    реферат , добавлен 30.03.2012

    Анализаторы человека, закон восприятия Вебера-Фехнера. Эргономика, классификация форм трудовой деятельности. Виды совместимости человека и среды. Статическая и динамическая работа. Феномен Лингарда, фазы работоспособности. Теория Тейлора и его учеников.

    Эргономика и дизайн являются индикаторами технического и культурного развития. Поэтому не только студентам, но и руководителям промышленности, предпринимателям, менеджерам, инженерно-техническим работникам, дизайнерам, архитекторам, экономистам и другим специалистам придется осваивать и использовать в своей деятельности современный научно-практический арсенал эргономики. Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании строительных объектов и техники оказывается недостаточным.

    Определенной вехой на пути решения проблемы: "эргономика – это наука или технология", явился созванный в 1976 г. по инициативе НАТО Международный симпозиум по разработке университетских учебных программ в области эргономики. Участники симпозиума договорились о рабочем определении, процитированном в учебнике В. М. Мунипова и В. П. Зинченко : "Эргономика может быть определена как изучение многообразных взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и его работой, оборудованием и окружающей средой – с другой, и как применение полученных знаний к решению проблем, возникающих из этого отношения. Это двуединое определение включает и науку, и технологию. Изучение человека в его отношениях с производственной и жизненной средой – наука. Практическое применение этих научных знаний – технология. Философия и цель эргономики – изучение и понимание человека в работе и на отдыхе, для того чтобы улучшить в целом положение человека. Как следствие, это может зачастую иметь результатом также улучшение методов работы, ее результатов и повышение производительности. Практическая цель эргономики, следовательно, – эффективность и безопасность систем “человек – машина” и “человек – окружающая среда” и одновременно безопасность, благополучие и удовлетворение человека деятельностью в этих системах".

    В документе ГОСТ Р ИСО 6385–2007 "Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем" дается следующее определение эргономики: "эргономика (изучение влияния человеческого фактора: ergonomies study of human factors ) – научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с производственной средой; сфера деятельности, вид трудовой деятельности, использующий теорию оптимизации, ее принципы, данные и методы для проектирования с целью обеспечения удобства и безопасности труда человека и повышения производительности производственной системы".

    Термин "производственная система" в цитируемом стандарте используется для обозначения большого ряда производственных условий и структур, которые рассматриваются с целью их улучшения, проектирования или изменения. Производственная система включает в себя людей и оборудование в заданном рабочем пространстве и производственных условиях, взаимодействующих при функционировании данной системы на основе соответствующей организации рабочего процесса. При проектировании производственных систем человек должен рассматриваться как главный составной элемент и неотъемлемая часть разрабатываемой системы, включающей еще производственный процесс и рабочую среду. Производственный процесс – это организованное упорядоченное взаимодействие работников во времени и в пространстве, производственного оборудования, материалов, энергии и информации внутри производственной системы. Рабочая среда – физические, химические, биохимические, организационные, социальные и культурные факторы, оказывающие воздействие на работника. Производственная система должна быть спроектирована и должна поддерживаться таким образом, чтобы физические, химические, биологические и социальные условия не оказывали вредного воздействия на людей, а способствовали сохранению их здоровья, а также развитию их способностей и готовности выполнять стоящие перед ними задачи.

    Эргономика еще до 1985 г. пыталась привнести в промышленность нашей страны новизну подходов к эффективности, качеству и надежности, которая проистекала из стремления воплотить на практике принцип – максимум внимания к человеку через конструкцию инструмента, прибора, машины, системы и характеристики рабочей или бытовой среды. Именно такая направленность эргономики делает ее эффективной. Но до сегодняшнего времени комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в дополнительных эргономических исследованиях и разработках. Неслучайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности. Некоторые специалисты считают, что эргономика в отечественной строительной отрасли представляет собой практически неосвоенный потенциал повышения производительности труда.

    В мире мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях – основные вредные и опасные факторы в строительстве.

    Если перейти к архитектурному проектированию, то здесь придется столкнуться со следующими эргономическими проблемами:

    • 1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;
    • 2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
    • 3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
    • 4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
    • 5) группы людей и виды деятельности, требующие специальных принадлежностей и их размещения, а также аспекты охраны труда и безопасности;
    • 6) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
    • 7) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;
    • 8) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

    Эргономические требования при проектировании жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы существенно отличаются. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности. При проектировании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса.

    Эргономические методы и методики, которые могут применяться для разработки концепции, включают моделирование и методики анализа рабочих заданий, масштабированные модели и модели в натуральную величину, групповые обсуждения.

    Проблема учёта в проектной практике всех возможных негативных моментов восприятия реализованной среды и их компенсация существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор.

    Первостепенное значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет установлено основание соразмерности и путём вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и путём сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности» (Витрувий. Десять книг о зодчестве. - М., 1936).

    В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется возможность избегать проектных ошибок за счёт новых методик, использующих виртуальные программы в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй. Для создания этих практических методик архитектурно-дизайнерского проектирования необходим научно-теоретический базис, который пока ещё находится в стадии формирования.

    Третий раздел пособия привлекает внимание студентов (а также педагогов, практикующих специалистов и исследователей) к поиску путей решения актуальных проблем нового вектора эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействием среды, созданием положительного эмоционального фона.

    Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются.

    Специфика новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, организационное формирование которой началось около полутора десятков лет назад, проистекает из ее бивалентности. В ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный функциональному процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде.

    Сегодня не вызывает сомнения необходимость научно-обоснованного учета «человеческих факторов» в архитектурно-дизайнерском проектировании. Эргономика, по сути, уже стала краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между его базовыми понятиями - «среда» (как конечный продукт проектного творчества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно растет понимание, что в средовом проектировании «недоучет» человеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведёт к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому все актуальнее становится необходимость дополнить сложившийся вектор эргономики по обоснованию и выработке «ограничений» (рекомендаций) в проектировании элементов и их сочетаний новым направлением - генерированием вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художественными соображениями.

    Первые два раздела предложенного пособия дают возможность студентам получить достаточный объём знаний, освоить методику их практического использования в проектной архитектурно-дизайнерской практике по первому, сложившемуся вектору эргономики. Более того, с учётом требований к специальности традиционное содержание дисциплины, посвященное обычно трудовой деятельности, дополнено сферами быта, досуга, учебы, а также социально-деловой деятельности (офис). Значительное место уделено особенностям проектирования среды для детей, в т.ч. с нарушением опорно-двигательного аппарата, престарелых и инвалидов.

    Третий раздел по содержанию и характеру материала не традиционен для учебной литературы по эргономике. В нем, во многом впервые, сделана попытка определения путей приложения достижений эргономики, знаний по психологии и психофизиологии в новом аспекте - повышение архитектурно-художественного уровня проектирования средовых объектов с учётом особенностей их восприятия и эмоциональной оценки.

    Интерпретация человеком воспринимаемых образов и возникновение в результате этого эмоционально-эстетического состояния обусловлена личностными особенностями человека, в т.ч. внутренними установками, интеллектуально-культурным уровнем, темпераментом и пр. Человек констатирует и оценивает такие качества среды как характер общей объёмно-пространственной структуры, пластику поверхностей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. При этом восприятие и оценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время суток и года, погодные условия), точки наблюдения, которые редко остаются статичными.

    Из-за сложности учёта комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях.

    Вода, являясь ключевым элементом организма человека, пронизывает все формы средового существования: от непосредственных контактов человека с естественными состояниями воды в озере, реке и т.д. до воды в кране городской квартиры. Многообразны формы проведения досуга человека на воде. Они связаны с различным временем года, специальным оборудованием, техническими средствами, предметным дизайном. Человек не только по-разному использует воду, но и интерпретирует ее состояния в искусственной среде. Так, в ванной комнате имитируется тропический дождь или бьющие струи в специальном многопозиционном душе; пенящаяся, бурлящая, каскадом льющаяся или спокойная вода в ванне. Мощные потоки водопада имитируются с помощью специальных ведер для обливания, подземные бьющие ключи - гидромассажными форсунками джакузи, водный пар - куполами турецких парных, водная гладь, в т.ч. с искусственным противотоком, - в бассейне. В сочетании с цвето-, свето- и ароматерапией эти элементы имеют оздоровительное, расслабляющее и тонизирующее значение. В связи с этим эргодизайнерское проектирование может вестись в различных ракурсах, рассматривая применение воды в открытых и закрытых пространствах, ее связи с человекам, способы использования в различных ситуациях проектирования дизайнерских изделий.

    Вышеприведенными примерами не исчерпывается многообразие эргодизайнерских тем и направлений учебного проектирования. Дизайнерская среда, будучи динамично развивающейся системой, открыта для технологических новаций, поэтому возникают все новые темы студенческих работ. В конце данного раздела представлены лишь первые наметки учебного средового эргодизайна. Этому направлению еще предстоит развиться, пополняясь новыми идеями и примерами.

    Памятники архитектуры имеют сложившуюся традицию их выделения в среде с помощью знаков, досок и указателей, создавая культурно-символическое поле восприятия среды. Но кроме объектов, имеющих статус памятника, существуют и другие объекты, ценные для среды и людей, ее населяющих. Поэтому для выявления деталей и характерных архитектурно-стилистических приемов было предложено создание архитектурных, дизайнерских, пейзажных «рам», перспектив, возвышенностей или пространственных пауз (пустот), которые бы фокусировали взгляд пешехода на отдельных «кадрах» среды, используя для этого эргономические принципы размещения знаковой навигации (дифференциация высот их расположения), устройство удобных мест «созерцания» в
    непосредственной близости от объектов, либо специально созданных для этих целей преград и барьеров, нарочитой смены ориентации или типа покрытия и т.д.

    Эргономика позволяет заострить внимание на экологической составляющей среды, которая является фактором, существенно влияющим на самочувствие человека, его психофизиологическое состояние. В рамках экспериментального проекта по эргономике среды были проанализированы такие составляющие, как вода, звук и шум, различные поверхности и свойства материалов как основа многообразия тактильных ощущений при соприкосновении с предметами, возможности творческой рукотворной деятельности по преобразованию природного «мусора» - веток, листьев, сухостоя и снега.

    Тактильные ощущения, вызванные непроизвольными или осознанными контактами человека с поверхностями предметов, коренятся в детском способе исследования мира. Для взрослого человека текстура поверхностей продолжает оставаться средством познания объемной среды, осознания себя в сложном трехмерном пространстве. Поэтому интерес к разнообразным поверхностям и реакциям на них может быть рассмотрен как одна из тем эргодизайна среды.

    Многообразие звуков в среде, разложенное на элементы, позволяет представить своеобразие звукового фона в зависимости от пространственно-средовой ситуаций. Пороговая чувствительность к уровню шума меняется в зависимости от возрастной группы. Звуковой фон, разложенный на составляющие элементы, представлен шагами, звуковыми сигналами (предупреждающими, информирующими), скрипами, разговорами, криками, звуками автомобилей, механическими звуками, шелестом листвы, пением птиц, журчанием воды, музыкой и т.п. В городской и интерьерной среде они меняются, переплетаются, создают различный агрессивный или комфортный звуковой фон. Эту составляющую среды также интересно учитывать в эргодизайнерских проектах.

    Дифференциация пространств в районе позволяет последовательно перейти от рассмотрения центральных, парадных площадей - «узловых» элементов среды, от локальных зон отдыха, детских площадок к таким функциональным фрагментам, как площадки для выгула собак. Эта зона зачастую бывает исключена из сферы проектирования, в то время как учет требований содержания собак делает эту проблему среды весьма актуальной. В комплексном проекте для Щукинского района были предложены две площадки: одна для выгула, а вторая для занятий и тренировок собак. Тренировочная площадка предполагала стационарные барьеры для крупных и маленьких собак, а также трансформируемые барьеры для собак разных размеров для отработки различных команд. Проектирование подобной площадки позволяет снять ряд напряженных ситуаций, возникающих при использовании не предназначенных для занятий с собаками площадок.

    Тема организации детского досуга, образования и особенностей развития с учетом возрастных различий (дошкольники, младшие школьники и старшекласники) является многоаспектной и разнообразной - начиная от среды детской комнаты, ее интеграции в среде дома вплоть до уличных игровых площадок и т.д.

    В одном из студенческих проектов детская игровая площадка на территории парка была рассмотрена с учетом антропометрических и поведенческих особенностей определенной возрастной группы. Предлагаемый игровой сюжет требовал оснащения игровой площадки элементами с размерами, соответствующими антропометрии дошкольной возрастной группы начиная с 4-х летнего возраста. Основные стационарные элементы были дополнены группой дополнительных приставных или навесных элементов.

    Комбинаторика небольшого количества элементов позволяла создать разнообразные пространственные комбинации. Размеры основных элементов конструктора были спропорционированы относительно роста, поперечного и продольного размеров туловища, длины рук и ног ребенка. Проект предполагал: использование пиктограмм, специально разработанных студентами для раскрытия игрового сюжета, разработку цветового решения элементов, варианты используемых материалов и наложение соматографических схем на проекции игровых элементов площадки, выполненных в одном масштабе.

    В одной из работ, посвященных исследованию детской игровой площадки для детей младшего возраста, было проведено сопоставление содержательного характера игр и элементов уличного и домашнего оборудования. Оказалось, что спортивные, изобразительные, познавательные навыки, оставаясь неизменными как в уличной, так и домашней среде, должны оснащаться аналогичными по игровым возможностям наборами элементов, отличающихся размером, материалом или конструкцией.

    Одной из интересных тем эргодизайнерского проектирования является адаптация игровых ситуаций и предметного наполнения к сезонным и погодным изменениям среды.
    Одной из мало затронутых тем в проектировании является создание площадок для досуга молодежи. Снятие социально-средовых конфликтов возможно при проектировании специальных пространств для тинейджеров, оснащенных мобильным оборудованием.

    Контакт человека с эргономическими элементами в средовой системе

    Классификация дорог по характеру, значимости и интенсивности использования: автомобильные, велосипедные, пешеходные, главные, районного или местного значения, а также нормирование на основе пешеходной доступности, позволяет определить степень насыщения их элементами благоустройства. Эргономические требования повышают качество освоения среды пешеходами разных возрастных групп и заостряют внимание на удобстве организации автостоянок, их освещении, организации мест хранения велосипедов и т.п.

    В одном из учебных проектов функционально насыщенный узел у наземного павильона метро был рассмотрен как накопительно-распределительная система, от которой распределяются людские потоки к остановкам наземного транспорта, жилой зоне, зоне отдыха и т.п. А коммуникационное русло внутри застройки рассмотрено как разветвленная структура, требующая комфортного замощения, организованных пересечений транспортного и пешеходного потоков, системы освещения, ведущей от транспортного узла вплоть до каждого подъезда жилого дома.

    Особое значение приобретают нормируемые параметры высоты бортового камня, уклонов пешеходных дорожек и тротуаров, толщины швов плит перекрытия, направления решеток на пути движения инвалидов, правил установки рельефных направляющих полос в местах пересечения дорог и т.д. При устройстве ступеней, лестниц и пандусов жесткие требования предъявляются к используемым материалам поверхностей, их ограждениям (для детей и взрослых), сечениям поручней и т.д. Во всех зданиях и сооружениях, предназначенных для передвижения с помощью дополнительных средств и приспособлений, должны соблюдаться общие требования к обустройству входа в здание, дверям, путям движения, поверхностям покрытий, величинам перепадов уровней лифтового холла и полом кабины лифта и т.д.
    Вместе с потребителем среды эргономические вопросы последовательно переносятся из открытого пространства в подъезды, лифты и лестничные холлы - вплоть до микросреды индивидуальной квартиры.

    Одной из интересных тем эргодизайнерского проектирования является анализ и проектирование зон отдыха, предназначенных для различных возрастных и социальных групп.

    Так, исследование особенностей организации благоустроенных территорий для отдыха пожилых людей было проведено в районе парка «Щукино». На организацию этих территорий влияют ограничения дальности, продолжительности и других условий прогулок, обусловленных возрастными особенностями организма. Разработанный студентами пешеходный маршрут предполагал высокую концентрацию эргодизайнерских приспособлений для пожилых людей в совокупности с ландшафтными элементами и различными типами замощения, создающими топографическое и функциональное разнообразие небольшой по площади и протяженности среды. Прогулочный маршрут (протяженный и закольцованный, с возможностью вернуться к началу пути) представлял возможность совместить прогулку со спортивными нагрузками и был оснащен площадками для тренажеров и отдыха. Эргономика предлагает для выбранной группы населения использование привычных элементов (ступеней или небольших препятствий рельефа) в качестве спортивных тренажеров в среде.

    На аллеях предлагались навесы от дождя и ветра, музыкальные павильоны, места для общения, отдыха и развлечений со специально разработанным оборудованием: сблокированные группы сидений, оснащенные дополнительными подставками для книг и ног, подлокотниками, мобильные столы со столешницами для игр, приподнятые цветочницы как дополнительные опоры, дифференцированный свет (общий, локальный, а также нижняя подсветка дорожек, ступенек и перепадов).

    Поведенческие стереотипы, устойчивые реакции или индивидуальные эмоциональные переживания - это т.н. «внешняя» функция прототипа. Именно в ней наиболее отчетливо прослеживаются проблемы когнитивной психологии, которые в совокупности со знаковыми системами могут составлять предмет когнитивной эргономики. В этой связи вопросы сценирования средового поведения, моделирования будущей структуры жизнедеятельности превращают «профессиографирование» в один из начальных этапов учебного проекта. Рисунки, знаки и пиктограммы могут быть использованы как выразительное средство раскрытия замысла.

    Например, систему района расчленили на различные функциональные срезы, выявив зону активных связей в районе узла станции метро, разветвленной сети пешеходных перемещений, зоны отдыха в структуре парка (дифференцировав среду для мест отдыха пожилых людей, зон отдыха с детьми, выгула собак, зон досуга молодежи), акцентировали тему визуального восприятия объектов микрорайона, предварительно классифицировав их по степени важности и архитектурно-художественной выразительности.

    В макросистеме исследуемой студентами ситуации были выделены различные масштабные срезы среды, для которых разрабатывалась навигационная система в виде пиктограмм и указателей, указывающих на многослойное содержание среды с точки зрения ее функционального использования.

    ЗНАЧЕНИЕ ЭРГОДИЗАЙНЕРСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В КОМПОЗИЦИИ СРЕДОВОГО ОБЪЕКТА

    Учебное эргодизайнерское проектирование позволило проследить значение средств эргодизайна в разрешении средовых конфликтов. Конкретные эргономические приемы, используемые для решения проблем освоения городских пространств разного уровня сложности, ориентированы на пользователей среды. Они могут быть объединены в комплекс эргодизайнерских решений, когда традиционные средства проектирования изменяются или дополняются элементами, необходимыми сточки зрения эргономики.

    Проблема безопасности в архитектурной среде может эффективно решаться средствами эргодизайна. Элементы коммуникаций, акценты, специально размещенные препятствия и барьеры, освещение, замощение и т.д. используются для создания условий комфортного пребывания в среде. Традиционные элементы благоустройства, различные виды ограждения, способы освещения, ландшафтные средства, скульптура и цвет могут выступать с дополнительной функцией - предупреждающей, информирующей, преграждающей и т.д.

    Эргодизайнерский проект, выполненный по теме проекта жилого района и дома, позволяет максимально сблизить учебные задачи. Будь то реконструкция района и совершенствование конкретной средовой ситуации или проект нового района - студенты рассматривают эргономические аспекты параллельно с архитектурным проектированием.

    Так, при анализе средовой системы в районе станции метро «Щукинская» были использованы два встречных направления анализа: первый рассматривал среду как сумму инвариантов среды (т.е. ее неизменных составляющих), имеющих устойчивые характеристики: парк, узел метро, жилой массив и т.д., последовательно продвигаясь от целого к составляющим. Второй способ опирался на детальное оснащение средствами дизайна этих составляющих в рамках темы проекта.

    Архитектурно-пространственные прототипы среды фиксируют стереотипы пространственного освоения объектов, принадлежащих к одному классу, будь то парк или транспортно-коммуникационный узел. Сточки зрения эргономического подхода важны поведенческие стереотипы горожан, характерные для того или иного «узлового» образования среды, ожидания от встречи с этим элементом среды, комфорт и безопасность получения желаемого набора услуг и др.

    Архитектурно-пространственные характеристики прототипа в первую очередь относятся к профессиональному осмыслению, пониманию количественных или нормативных составляющих проекта, особенностям схем, структуры, сочетания линейно-узловых образований, и являются т.н. «внутренней» функции прототипического объекта. В связи с этим актуализируется знание студентами типологии, классификации архитектурных объектов, средовых архетипов, и т.п., что отражает свойственный эргономике контакт с другими учебными дисциплинами.

    Среда должна отвечать ожиданиям людей, предвосхищая их, и будучи исчерпывающей, не становиться избыточной. Практически визуальные решения информационных включений делятся при этом на три типа: определяющие ориентацию, подсказывающие формы поведения и формирующие эмоциональные состояния. Каждому типу отвечают отработанные дизайнерские приемы и средства, при этом на практике эти типы пересекаются и формируют разнообразные пограничные ситуации.

    Типы ситуаций, в которых информационные системы играют важную роль, дифференцируются по интенсивности их использования. Так, наиболее концентрировано комплексная навигация представлена в системе метро, аэропортов, железнодорожных вокзалов, мест активного перемещения
    человеческих потоков. Целью создания любой навигационной системы является считывание информации путем восприятия простых знаковых систем и их интерпретация с помощью образного видения. Навигационные системы в виде карт-схем, указателей, информационных блоков, пиктографических изображений плотно пронизывают структуру городского центра, крупных функциональных узлов, спортивных и функциональных комплексов и т.д., развиваясь от центра к периферии в системах коммуникации и локальных узлах (как, например, автобусные остановки, входы в ландшафтные комплексы и т.п.).

    Существуют интересные примеры проектных воплощений, когда информационные структуры отвечают познавательным запросам различных возрастных групп. Такие решения встречаются в среде научно-познавательных комплексов, в музеях, зоопарках и т.п.

    Знаки, диаграммы, такие стереотипные представления информации, как устойчивые фольклорные формы или их инновационные изображения, пронизывают внутреннюю и внешнюю среду различных объектов. В комплексных информационных программах выбранные цветовые сочетания могут приобретать устойчивую ассоциацию во всей гамме продукции: от интерьера к экстерьеру, уличным баннерам и другим средовым элементам.

    Типы пользователей также могут различаться. Зачастую в неравных условиях при использовании тех или иных фрагментов среды оказываются люди, ограниченные физическими или возрастными особенностями, языковыми преградами или национальными привычками. Им приходится использовать большие ресурсы для того, чтобы получить определенный набор услуг в среде, преодолевая ориентационные, языковые или адаптивные барьеры. Для разрешения данных ситуаций эффективно привлечение сведений и рекомендаций по эргономике, разработанных для разных возрастных групп.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ ЭРГОДИЗАЙНЕРСКОГО ПОДХОДА

    Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека - многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.

    Многообразие средовых ситуаций возникает не только в связи с конкретными особенностями места и характером его функционального освоения, но и с интенсивностью использования и разнообразием средовых ожиданий различных возрастных и социальных групп. Универсальные эргономические методы позволяют более детально соотносить потребности населения с элементами городского пространства. Очевидна связь проблемы мобильности в архитектуре со средствами эргодизайна, которые могут способствовать развитию современных пространственных условий.

    Наиболее очевидно проявляют себя элементы когнитивной эргономики и законы формообразования знаковых систем с использованием различных типов и длин алфавитов для кодирования средовой информации. Прежде всего они задействованы при создании различных навигационных систем города.

    Обширное информационное пространство включает в себя среду объектов культуры, тематических парков, транспортно-коммуникационных узлов, зоопарков, спортивных сооружений, объектов с интерактивной системой общения с потребителем, пространств фестивалей и приключений, научно-познавательных центров и т.д. Оперативная информация зачастую представляется в виде карт, схем и указателей. Форма ее представления обычно базируется на стереотипах восприятия и пространственного поведения, которые сложились в ходе практической деятельности. Контакты человека со средой зависят от степени погружения в среду, от возможности удовлетворения как самых общих потребностей, так и индивидуальных.

    Деятельность архитектора-дизайнера простирается от локальных проблем предметного дизайна к участию в проектировании сложных многоуровневых городских систем, в которых взаимодействуют инженерно-транспортная инфраструктура, многофункциональные комплексы, субъекты среды и т.д. Именно т.н. человеческий фактор каждый раз заостряет вопросы комфортного и безопасного пребывания людей в плотной, насыщенной технологиями урбанизированной среде, в явной или скрытой форме привлекая эргономические подходы для разрешения разнообразных городских конфликтов. Кроме совпадения приоритетных целей деятельности архитектурное проектирование и эргономика опираются на общую антропометрическую базу - эргономические методы могут быть использованы для любого элемента средовой системы.

    Конечная цель дизайна и эргономики - это мгновенно полюбившаяся вам вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага.

    Р. Ли Флеминг

    Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям челове­ка и его особенностям . Вопросами проектирова­ния удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для са­мых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика.

    Понятие "Эргономика"

    Термин "эргономика" (греч."егдоп" - работа + "nomos" - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых основала эргономическое исследова­тельское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда .

    Эргономика сложилась как комплексная дисциплина

    Орудия труда и охоты

    первобытного человека

    показывают, что он

    соизмерял их со

    физическими

    параметрами и

    возможностями,

    стремясь

    создавать удобные для определенных

    Ф ункций предметы, оражает своей эргономичностью такое изобретение, как лук и стрелы, форма которых просуществовала тысячелетия.

    Орудия труда каменного века: рубило, топоры, сверло

    Гора Тэбш (Гобийский Алтай).

    Наскальный рисунок мужской фигуры с луком,

    на стыке ряда технических наук, психологии, физиоло­гии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, био­физики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружа­ющими предметами.

    Она представлена тремя составляющими - антропо­метрией, исследующей строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональ­ных и других особенностей, инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда, и психологией восприятия, изучающей особенности и за­кономерности зрительного и тактильного восприятия окружающего предметного мира и др.



    Метрические системы

    Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты. Археологичес­кие раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей живот­ных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, выте­санные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более мас­сивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями организма.

    Как известно, в основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Это английский



    Человек издавна для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. В основе многих древних мер лежат размеры частей

    человеческого тела (пядь, стопа, фут, сажень) или произвольные от него (шаг, парный шаг и др.)

    Схема размерных соотношений рабочего места, ВНИИТЭ.

    фут (англ. foot - ступня), равный длине средней муж­ской ступни (0,3048м), русские: пядь (расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - мера длины, которая соответствовала длине локтевой кости и равнялась 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.

    На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы. Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времен фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем закон Поликлета, исследования Альберти, Микельанджело, Дюрера. . Работа Леонардо да Винчи в этом направлении заверши­лась созданием графической модели закона пропорций человеческого тела.

    В ремесленной практике средневековья были разра­ботаны мерные модули и правила их применения, кото­рые служили своего рода матрицами для создания сораз­мерных и удобных для человека вещей. Заслуживают внимания исследования прошлого столетия и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения. Среди специалистов-архитекто­ров широко известен "Модулор" Jle Корбюзье - гармони­ческая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это изме­рительный инструмент огромного значения, которым можно


    На основе эргонометрических данных составляются специальные самотографические модели, визуально отображающие процесс выполнения определенных рабочих операций.



    А.Белов, В.Янов. Соматографический анализ рабочего места.

    А.Грашин, М.Сугалко. Компоновка пульта и функциональная схема поведения оператора


    пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам." . Поиски в области гармонии окру­жающей человека предметной среды продолжаются и сегодня.

    Эргономика оружия

    Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь челове­ка. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуаль­ному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру чело­века выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое его снаряжение стоило зачастую целого состояния.

    Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Имея боч­кообразную форму, рукоять повторяет внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью рукояти шпаг или сабель часто имели форму своеобраз­ной петли. Эфесы снабжались также специальным щит­ком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.

    Современные виды огнестрельного оружия (спортив­ные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлени­ями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча челове­ка создан по принципу шарнирного соединения, в основе


    Американский астронавт Брюс Маккендлес на специ­альном аппаарате с реактивным двигателем.



    Интерьер орбитальной космической станции

    Пенти Хитанян.

    Оборудование вагонов 1-го класса финских государственных железных дорог, 1989

    Салон минивэна Рено "Гран Эспас", Франция, 1998


    которого - анатомия плечевого сустава человека.

    Эргономика в мебели

    В ряде областей сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабо­чей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм., кресла для отдыха - 350 мм., и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исхо­дящие из физических размеров человека, остаются прак­тически неизменными уже на протяжении длительного времени.

    Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета "Боинг- 707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиа­ционной промышленности США.

    При этом разработки в области эргономики продол­жаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функцио­нальных процессов. К такой мебели можно отнести зна­комое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны - удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног).

    Ярким примером может служить также разработан­ное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не устает длительное время. Кроме


    В орудиях

    спортивном

    снаряжении

    первую очередь

    подчиняется

    требованиям

    эргономики.

    Последняя

    зачастую

    становится

    художественной темой

    формообразования


    Спортивный тренажер фирмы "David International Ltd". Финляндия, 1984.

    Ножницы и прибор для заточки ножей финской " ирмы "Fiskars". 984, 1989.

    Брент Тримбл. Велосипед "Кестрел-4000" США, 1987.


    того, в зависимости от ситуации оно может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.

    Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, вра­щение и передвижение кресла по офису.

    Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличе­ния количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выражен­ный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно от­кинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

    Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенностях ее восприятия. Внешние качества отдельно­го предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни пред­метов в пространстве . Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно орга­низуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.


    Жизненно важное значение эргономика имеет в проектировании медицинских инструментов и оборудования. Особую область составляет предметно-

    Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргоно­мическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии пред- проектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

    Учет человеческих факторов, однако, не исчерпыва­ет всей глубины взаимосвязи художественного констру­ирования и эргономики. Процесс художественного конст­руирования должен вобрать в себя все богатство содер­жания эргономического подхода к решению проблем оптимизации систем "человек - орудие труда - окружа­ющая среда", тем более, что такой подход в каждом конкретном случае реализует основополагающий прин­цип эргономики - все так или иначе конструируется для человека и для использования человеком .

    Вместе с процессом развития дизайна эргономичес­кое проектирование претерпевает существенное измене­ние. Это связано с эволюцией формы под воздействием технического прогресса - появлением новых технологий, материалов, а также изменениями потребительских пред­ставлений о том или ином предмете, влиянием моды. Процесс этот не конечен и направлен на совершенство­вание окружающей среды, создание удобных и красивых вещей, без которых наша жизнь была бы сложна и неинтересна.