Гармоничные сочетания цвета. Гармония цвета, или гармонизация в цветовой композиции Важные правила при планировании кухонного интерьера

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Гармония от греческого harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу. В цветной композиции тоже можно применять способы гармонизации, есть множество теорий с помощью которых пытались добиваться гармоничных сочетаний цветов, многие ученые работали над данной проблемой причем работали не только и не столько ученые изучающие физику цвета и света, а как правило те умы, которые пробовали осмыслить как цвет воздействует на психику человека, пытаясь добиться по средствам сочетания цветов определенного восприятия. Рудольфа Адамса и Альберта Манселла можно назвать в числе первых кто сделал значимые шаги в данном направлении. После них были многие назову некоторых кто на мой взгляд в настоящее время наиболее актуален Б. М. Теплов в его теория основывалась на круге с тремя основными цветами жёлтый, синий, красный. Шугаева В. М. и Козлова В. Н данные авторы опирались на круг с четырьмя основными цветами. Соответственно и мы рассмотрим гармонии на основе указанных цветовых кругов, и не забудем упомянуть о цветовых сочетаниях где используется один оттенок цвета, то есть цветовой круг не нужен.

Гармоничные сочетания ахроматических цветов.

Как мы уже выяснили ахроматическими мы называем оттенки серого, которые располагаются от белого к черному. Как можно добиться гармоничного сочетания между этими цветами. Тут уместно разделить процесс на гармонизацию собственно цветов, то есть выстраивания некоего ряда сочетаемых по тому или иному принципу цветов, который будет использоваться в композиции, и соотношение площадей на которых данные цвета будут располагаться.

Для гармонизации ахроматических цветов используют ступенчатую серую шкалу, или если композиция монохромная, то шкалу из оттенков определенного тона. Ступеней в шкале может быть разное количество важно, чтобы ступени делили отрезок от черного к белому на равные части, то есть шкала должна быть равно ступенчатой.

Далее из данной шкалы выбирают нужное количество оттенков, то есть композиция может состоять из двух, трех и более оттенков серого. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными. При чем надо понимать, что даже когда композиция состоит из большого количества оттенков, часто на этапе эскиза и композиционных поисков, стараются свести к трем оттенкам, например, пейзаж часто разбивают на три пятна, передний средний и дальний планы, которые стараются гармонично связать между собой по средствам тональных отношений. А потом внутри данных пятен разрабатывать более тонкие градации при этом стараются не нарушать целостность трех основных пятен и отношений между ними.

Оттенки для композиции из серой шкалы выбирают либо с включением черного, белого и одного или нескольких серых, или только черный и белый, такая гармоническая схема называется полной .

Если выбирают белый и светлые оттенки серого, то такая схема называется светло-серой .

Черный и темные оттенки серого, темно-серой .

Когда оттенки берутся из середины шкалы, то тогда это средне-серая гармоническая схема.

Конечно, все данные схемы достаточно условны, например сочетание цветов может быть средне-серым, но при этом быть достаточно темной. Да и утверждение что композиция, разбитая на три тона является наиболее гармоничной тоже не бесспорно, есть разные мнения на этот счет.

Иногда серую шкалу составляют так, что можно разделить ее на темные оттенки и светлые, например, ели ступеней будет на пример десять то можно четко провести границу между темным и светлым.

Считается, что если выбирают оттенки, расположенные на серой шкале через равные промежутки то такая схеме наиболее гармонична, то есть она воспринимается как наиболее спокойная. Если промежутки между выбранными оттенками не равны, то получается более экспрессивная гармония.

Если приходится на практике использовать серую, или монохромную шкалу для гармонизации, то желательно иметь достаточно большую шкалу с как можно большим количеством ступеней, чтобы иметь больше места для маневра.

Например, в офорте есть такой инструмент как шкала травления, это разновидность серой шкалы, которая используется для получения определенных оттенков, при травлении офортной доски. Так вот офортисты стараются делать больше оттенков на шкале травления чем, будут использовать при травлении, и это делается для того чтобы иметь возможность более гибко и широко корректировать процесс травления, то есть светлотные отношения.

Что касается соотношения распределения выбранных оттенков на композиции, то тут тоже могут быть разные подходы.

Например, в композиции из трех оттенков можно пойти таким путем делим площадь композиции, таким образом, один оттенок занимает 50%, второй 32%, последний18%. Получаем соотношение близкое к золотому сечению, которое будет восприниматься как очень спокойная композиция.

Или другой пример, когда предлагается композицию из четырех тонов делить, таким образом, 1/6 белый, 1/6 черный, 2/6 первый серый, 2/6 второй серый, такое распределение позволяет получить достаточно спокойную сбалансированную композицию.

В принципе в данном случае можно использовать любые гармоничные сочетания чисел, которые предлагают как математика, так и геометрия, о чем мы, наверное, поговорим, когда-нибудь более подробно, в соответствующей статье.

Еще хочется сказать, что на самом деле гармонизация оттенков серого это первый этап при гармонизации хроматических цветов, то есть художники, перед тем как преступить к созданию цветной композиции часто создают чёрно-белый эскиз. Многие фотографы тоже без эскиза не обходятся, и часто эскиз бывает не один. Есть целая технология поэтапного решения все возможных художественных задач, от композиционных поисков, в том числе гармонизация, до детальной проработки всей композиции в монохромном или ахроматическом варианте, а потом уже переходят к созданию цветной композиции, как завершающий этап работы. Причем подобные во многом сходные подходы существуют как в традиционных художественных технологиях, так и в цифровых, и фотография тоже таких подходов не гнушается и эффективно использует, особенно в ретуши и коллажировании.

Гармоничные сочетания хроматических цветов.

Суть в том, что разных схем сочетания хроматических цветов великое множество они строятся на разных теориях и с использованием все возможных цветовых кругов.

Мы здесь, прежде всего, рассмотрим несколько наиболее используемы схем, основанных на двенадцати частном цветовом круге, где основными являются желтый, красный, синий цвета, хотя данные схемы можно более или менее успешно, использовать на любом другом цветовом круге.

Прежде всего надо сказать что любые гармоничные сочетания делятся на две категории, контрастные и нюансные сочетания . Соответственно любые сочетания, где используется явный контраст цветов или оттенков и есть контрастные. А сближенные, сочетания, как правило, расположенные рядом на круге не образующие явного контраста, являются нюансными.

И так схемы гармонических сочетаний.

Одноцветная (монохроматическая); монохромные цветовые гармонии – использование нескольких оттенков одного цвета. Данное сочетание аналог описанных выше сочетаний ахроматических цветов. Такие сочетания состоят как минимум из двух цветов. Только в место оттенков серого здесь используются оттенки, какого ни будь из спектральных цветов. И цветовой круг для построения данной гармонии не нужен, а нужна монохромная шкала, проходящая от белого к черному через требуемый спектральный цвет. Гармония может быть контрастной или нюансной в зависимости от выбранных оттенков.

Гармония аналогичных цветов или Родственная триада; в этой цветовой схеме используются смежные цвета цветового круга и их смешение. Данная гармония чаше всего используется как нюансная, но контраст тут тоже возможен. В качестве дополнительного цвета может быть использован белый или черный.

Гармония дополнительных цветов (комплементарная); в комплементарной цветовой схеме используются цвета, которые расположены, напротив. В данном случае контраст на лицо, и композиции, выстроенные на основе данной гармонии, могут быт очень контрастными, восприниматься как динамичные, экспрессивные, даже кричащие. Здесь очень легко ставить акценты.

Разбитые дополнительные; Это опять комплементарная схема. Но с одного конца она делится надвое, разбиваясь на два родственных цвета дополнительных к третьему. Сочетание еще более сложное, чем предыдущее и тоже контрастное.

Цвета лежат в вершинах равнобедренного треугольника на равном расстоянии друг от друга. Сочетание достаточно эффектное, даже если использовать пастельные цвета. Причем данная схема может строиться как на основных цветах, так и на вторичных, и даже третичных.

Предложенные сочетания цветов используются весьма часто во всех направлениях изобразительного искусства не только в живописи и графике, но также в фотографии дизайне, архитектуре, и даже визажисты, и парикмахеры работают с гармоничными сочетаниями.

Но существует мнение что основных цветов не три, а четыре обосновывается такая точка зрение рядом доводов, например, утверждается и не безосновательно, что смесь синего и желтого не дает чистый зеленый. Такой исследователь цвета как Майкл Уилкокс даже книгу так назвал «Синий и желтый не дают зеленый».

Так вот цветовые круги, основанные на четырех первичных цветах, тоже используют для гармонизации цветовой композиции.

Рассмотрим способы гармонизации с использованием данного круга.

Для начала опишем цветовой круг, на примере круга, предложенного Шугаевым.

Цветовой круг, в котором основными считаются четыре цвета синий, желтый, красный, зеленый.

Между основных цветов, расположены четыре группы промежуточных:

  • желто-красные;
  • сине-красные;
  • сине-зеленые;
  • желто-зеленые.

На основе данного круга сложилась система гармонизации цветов.

Выявлено четыре группы гармонических сочетаний:

  • однотоновые гармонии;
  • гармонии родственных цветов;
  • гармонии родственно-контрастных цветов;
  • гармонии контрастных цветов.

Однотоновые гармонические сочетания цветов; все что было сказано о Одноцветных (монохроматических) сочетаниях, описанных в предыдущих моделях, о сочетаниях ахроматических цветов, в полной мере относится и к данной группе, собственно это одна и та же группа только названия в разных моделях и у разных авторов разнятся.

Гармонические сочетания родственных цветов; Родственные цвета расположены в одной четверти цветового круга, между двумя основными цветами, У Шугаева существует четыре группы родственных цветов: желто-красные (оранжевые), красно-синие (фиолетовые), сине-зеленые, желто-зеленые.

Таким образом получаются нюансные колористические сочетания, спокойные и сдержанные, хотя определенный контраст и эмоциональность в них внести можно если добавить светлотную шкалу.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов; Родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга, и не все сочетания данных цветов гармоничны. Существуют несколько схем, пользуясь которыми можно подобрать нужную гармонию:

  • Через круг проводят горизонтальные или вертикальные хорды, концы хорд располагаются на цветах, равно удаленных от общего главного цвета, и от контрастных главных цветов.
  • На круге располагают тупоугольный треугольник длинная сторона которого является описанной выше хордой, а вершина противоположного тупого угла является главным цветом в данном сочетании два остальных расположенных на двух других вершинах соответственно подчинены главному цвету.
  • Цвета, расположенные на вершинах прямоугольного треугольника, гипотенуза которого является диаметром цветового круга, а катеты, вертикальные и горизонтальные хорды.
  • Цвета в вершинах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин - это главный цвет, а противоположная ей сторона является вертикальной или горизонтальной хордой.
  • Четыре цвета, расположенные по углам квадрата или прямоугольника, все стороны которых являются горизонтальными или вертикальными хордами.

Как правило при необходимости к данным сочетаниям добавляют светлотную шкалу.

Гармонические сочетания контрастных цветов; Контрастные цвета это те, которые расположены в противоположных четвертях цветового круга.

Два цвета наиболее удаленные друг от друга и соответственно расположенные на концах диаметра, являются контрастно-дополнительными. Данный вид гармонии наиболее контрастный потенциально очень эмоциональный и экспрессивный в общем обладает теми же свойствами что и «Гармония дополнительных цветов (комплементарная)», описанная выше. Как и в других схемах ее можно дополнять светлотной шкалой.

И тут надо заметить, что круги разные, а схемы, которые к ним применяются во многом похожи, не в деталях, но в основных моментах сходство несомненно есть, к чему это я. На самом деле схем гармонизации значительно больше, причем многие вполне могут работать на любом цветовом круге. Формализовать прочес все равно до конца не получится все равно придется, включать чутье и сопоставлять полученные с помощью схем цвета со своим вкусом, и корректировать полученное и результат может сильно отличатся от того который был получен с помощью все возможных схем.

Подходите к прочесу творчески.

Кстати схемы, предложенные в данной статье просто наиболее популярные.

Например, упомянутый здесь В. М. Шугаев на 16 частном круге выявил 120 гармоничных сочетаний цветов.

Но в некоторых областях ИЗО, например, в дизайне мастерам приходится работать с цветом буквально по числам в каталоге, то есть в очень узких рамках в которых свободный поиск цветовых сочетаний, как например в живописи, просто не допустим. Например, при создании фирменного стиля, нужно очень четко привязать фирменные цвета к имеющимся в каталоге цветов. И тут иногда просто нет вариантов, кроме как строго следовать гармоническим схемам.

При использовании данных схем нужно понимать, что сами по себе в отрыве от остальных принципов и законов, которые используются в композиции, данные схемы не будут работать должным образом, то есть, основные законы композиции целостность, соподчинённость, целесообразность, должны соблюдутся. Сколько бы цветов не было в композиции, один всегда так или иначе главный, ему подчинены все остальные, от него строится весь цветовой строй. Да бывают композиции в которых могут в роли главного выступать несколько разных цветов, например, в орнаменте, но тогда данная композиция делится на несколько других где в каждой отдельной все равно главным всегда один цвет.

И так мы рассмотрели несколько способов гармонизации с разными цветовыми кругами, и разными схемами гармонизации. Суть в том, что природа не формулирует так формально законы, как это делает человек, но они несомненно есть, и природа существует сообразно с этими законами, и чтобы их соблюдать иногда не обязательно пользоваться такими жесткими схемами.

Дело в том, что на практике и очень часто цветовой круг художники или фотографы не используют, и не по тому что это плохой инструмент, а по тому что с опытом приходит привычка держать круг в голове и выстраивать цветовые комбинации почти бессознательно. Более того многие поколения художников представления не имели о цветовом круге их этому просто не учили, а они все равно умудрялись делать свои произведения гармоничными, как же им это удавалось.

Еще до изобретения цветового круга были способы гармонизации, которые не требовали использования цветового круга, и они используются до сих пор. Сама натура с которой писали или рисовали подсказывала нужные сочетания цветов, например, в солнечный день все предметы вся окружающая среда пропитана солнечным светом, с присущим ему колоритом, который создает определенную среду, в которую погружена все вокруг даже глубокие тени все равно находятся в данной среде. И хотя тени как правило более холодные чем освещенные солнцем места, но среда, в которую они погружены все равно делает их более теплыми. Или в помещении, когда все освещено лампой накаливания и среда еще более теплая, но окно как часть композиции в котором мы видим ночную сцену, все равно не будет на столько холодным чтобы выпасть из общей композиции, оно все равно будет погружено в среду, которую создает лампа.

Значит среда, то есть какой ни будь определенный оттенок может работать как гармонизатор.

Так вот в Живописи и графике, а также в фотографии есть ряд приемов, которые позволяют имитировать данный эффект. Начнем с живописи, хотя в графике подобные способы тоже работают, во-первых, часто, когда художники пишут какую-либо сцену и подбирают палитру которой будут писать они заранее знают в какой цветовой строй будут держать. Будет ли эта композиция холодной или теплой и соответственно если, например, композиция будет теплой то даже самые холодные оттенки будут до определенной степени теплыми, это называется увести в теплую гамму или в холодную.

Еще часто по уже написанной картине если она кажется разваливается по цвету, то есть нет цветовой гармонии, то могут пройтись по ней прозрачным слоем краски (лессировочным) таким образом подчиняя остальные цвета тому цвету, который был у данной лессировочной краски.

Или, например, делается цветной грунт, а по нему пишут раздельным мазком какую-то композицию, таким образом грунт просвечивает из-под краски между мазками и выполняет роль среды, подчиняя себе весь цветовой строй картины.

И кстати подобных способов много, например, акварелисты пишут на тонированной бумаге она просвечивает сквозь краску и тоже играет роль гармонизатора.

А какие способы предлагает графика, тут можно в качестве гармонизатора использовать контур. Например, в станковой графике есть понятие рисующий слой, часто он реализуется в виде обводки, (контура) вокруг основных композиционных элементов, он может объединять элементы чем он толще, тем больше он подчиняет себе все остальные элементы и при определенных условиях он может работать как гармонизатор, то есть пронизывая всю композицию он может играть роль объединяющего элемента, который выравнивает цветовой строй в нужном направлении.

В фотографии тоже имеют место подобные приемы, например, цветные фильтры, которые еще на этапе съемки уже выстраивают цветовой ряд и работают как гармонизатор,

При обработке цифрового фото или при рисовании в цифре тоже имеются возможности для аналогичных приемов.

И еще один способ гармонизации - это рама и паспарту, которые тоже могут работать как гармонизатор, не секрет чем толще рамка и паспарту или просто обводка цветом вокруг картины, имеется в виду соотношение площадей, то есть толще относительно изображения, которое обрамляет обводка, тем она больше собирает картину или на оборот делает ее более свободной как правило если вокруг изображения более темная и широкая обводка (рама, паспарту) тем более собранной кажется композиция. Если же обводка более светлая, то композиция чувствует себя более свободно, в плоть до того что композиция может вообще развалится.

Так вот рамка может работать как гармонизатор если умело подобрать сочетание цвета и светлоты рамки. Более того рамка может вписать композицию в интерьер, сработать как объединяющий, гармонизирующий элемент между изображением и интерьером, помещения в котором расположено изображение.

И еще про цветовой круг, мы не коснулись в данной статье темы практической работы с кругом, дело в том, что существуют цветовые круги не только как схемы, но есть, например, механические кураги, или программы на основе цветового круга которые специально созданы для того чтобы с их помощью можно было подбирать гармонические комбинации цветов. Я планирую написать отдельную статью на эту тему, и в ней обещаю рассказать о подобных приспособлениях и программах.

На этом тема цветовой гармонии конечно не кончается, можно еще многое на данную тему сказать, но в задачи данной статьи и не входит рассказать все, скорее обозначить некоторые аспекты и разбудить интерес к данной теме.

Еще раз скажу, подходите к процессу творчески, и будет интересно!

С уществует несколько общепризнанных подходов к созданию гармоничных цветовых сочетаний в одежде , а также интерьере или где-то еще:

  • » Монохроматическое сочетание цветов. В таком сочетании используются только различные оттенки одного и того же цветового тона.
  • » Ахроматическое сочетание цветов. Для создания композиции в таком стиле используются черный, белый и многочисленные оттенки серого цвета.
  • » Комплементарное (контрастное) сочетание цветов. Это сочетания дополнительных пар цветов, исходя из представления цветового круга.
  • » Сочетание трех равноудаленных оттенков. В таком сочетании используются три оттенка на цветовом круге, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. Чтобы этого добиться, можно вписать в круг равносторонний треугольник и крутить его в разные стороны.
  • » Total look в одном цвете. Для создания композиции используют только один цвет для всего наряда. Допустимы небольшие включения контрастного цвета в аксессуарах.
  • » Сочетание теплых и холодных тонов. Это сложные сочетания, которые могут быть рекомендованы людям с хорошо развитым чувством стиля. Упростить такие сочетания поможет введение в ансамбль третьего ахроматического цвета.

Скачайте Инструкцию по сочетанию оттенков в одежде..

Давайте рассмотрим все нюансы этих приемов применительно к составлению стилистически выдержанного гардероба, а также некоторые специфические методы подбора сочетаемых цветов.

Монохроматичесое сочетание цветов

Монохроматическое сочетание цветов подразумевает сочетание трех и более оттенков одного цвета. Одежда в такой цветовой гамме оставляет впечатление достаточно простой, но в то же время мягкой, модной, женственной и благородной. Важно отметить, что в некоторых случаях очень близкие оттенки в пределах одного тона могут сливаться и создавать дисгармонию. Чтобы избежать этого, стоит рассмотреть не только оттенки в пределах одного и того же тона, но и созвучные оттенки смежного тона. Давайте разберем на конкретном примере. Синий тон имеет несколько оттенков: циан (сине-зеленый цвет или «цвет морской волны»), лазурь, неоновый, ультрамарин, кобальтовая синь и др. Так как это все оттенки в пределах одного тона, то любое их сочетание называется монохроматическим. Теперь давайте вспомним детскую считалочку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". В ней перечисляются в определенном порядке все семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Таким образом, для синего цвета смежными являются голубой и фиолетовый. И дополнительный цвет для нашего ансамбля мы будем искать именно среди многообразия оттенков голубого (аквамарин, бирюзовый, электрик и др.) или фиолетового цветов (индиго, лавандовый, пурпурный и др.).

Ахроматическое сочетание цветов

Как известно, ахроматические цвета лишены тона. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. Неоспоримое преимущество ахроматических цветов в том, что они являются прекрасным фоном для любых других тонов.

Ахроматические цвета совместимы практически с любыми хроматическими цветами за редким исключением.

Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, - повышает их яркость и делает их более светлыми. Также надо знать, что белый и черный цвета сильно повышают контрастность хроматических цветов, находящихся рядом с ними. А играть на очень контрастных оттенках следует с большой осторожностью.

Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне. Серый цвет - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Вместе с тем, серый - это базовый цвет нашего мира. Мы различаем черты лица, отдельные пряди волос именно благодаря серым теням, отражающим рельеф. Перепады серого помогают нам распознать текстуру ткани, как и многие другие явления в мире.

Благодаря такой универсальности независимо от "колорита" и "cезона" каждый из нас может носить одежду темно-серого цвета (цвета древесного угля), но только в компании с цветами из сезонной палитры.

Комплементарное сочетание цветов

С одной стороны, комплементные цвета, стоящие рядом, приводят друг друга к максимальной яркости. Этим приемом зачастую пользуются художники, играя дополнительными цветами там, где надо поставить акцент. С другой стороны, те же цвета, смешанные вместе, дают серый цвет. Это очень важно с физиологической точки зрения. Человеческий глаз устроен таким образом, что чтобы чувствовать себя непринужденно, ему необходимо видеть нейтральный серый цвет. В этом заключается один из принципов цветовой гармонии: два и более цвета взаимно гармоничны, если их смесь производит серый. Наши глаза видят серый в двух ситуациях: при смешении желтого, красного и синего, либо из комплементных пар. Более того, любому оттенку просто необходим комплементный оттенок для целостности и гармонии. В этом легко убедиться, проведя небольшой эксперимент. Дело в том, что человеческий глаз как-бы генерирует дополнительный цвет там, где его не хватает. Перед Вами два квардрата. Посмотрите в течение одной минуты на красный квадрат, затем закройте глаза и Вы увидите комплементный ему зеленый квадрат. Такой эксперимент можно проделать с любым цветом. Каждый раз Вы будете видеть его дополнительный цвет.

Кроме того, необходимо помнить, что максимально удаленные друг от друга цвета не всегда хорошо смотрятся вместе. Такие цвета, обладающие большой насыщенностью и яркостью, часто режут глаз своей контрастностью. Поэтому, если Вас влекут противоположные тона, то лучше выбирать их приглушенные оттенки. Иногда помогает прием, когда к одному из комплементных цветов подбирается оттенок смежного тона и вводится третьим в ансамбль. Он призван смягчить восприятие.

Если контрастные детали в вашем гардеробе невелики на общем фоне, к примеру, пояс, перчатки, шарф или шапка, то они могут обладать и достаточно насыщенным и ярким оттенком.

Сочетание трех равноудаленных оттенков

Следующий прием - выбор трех равноудаленных друг от друга оттенков . Данный метод создает впечатление пестроты, силы, решительности. Сделать это можно следующим образом: в цветовой круг вписать равносторонний треугольник и крутить его в разные стороны. При этом вершины треугольника всегда будут показывать на три равноудаленных оттенка. При этом наиболее сильно выраженный цветовой контраст дадут три цвета: желтый, красный и синий. И интенсивность цветового контраста уменьшается по мере того, как выбранные цвета удаляются от этих трех цветов. Так, оранжевый, зелёный и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

Total look в одном цвете

Стильно и гармонично смотрится наряд, который выдержан в едином цвете , а небольшие детали и аксессуары имеют оттенок, контрастный к основному тону ансамбля. Ношение одного цвета говорит о классическом, простом и формальном облике.

Сочетание теплых и холодных тонов

Если вы хотите комбинировать в одном ансамбле холодные и теплые тона , то важно знать, что холодные цвета производят впечатление прозрачности и лёгкости и, в большинстве случаев, используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. И прекрасным проводником между этими двумя полюсами послужит какой-либо ахроматический цвет или его оттенок. Используя этот нехитрый прием, вы с большой вероятностью сразу откроете для себя хорошее гармоничное цветовое сочетание.

Продумывая дизайн любого интерьера, следует внимательно подойти к подбору цветовой гаммы. Именно она оказывает мощное психоэмоциональное и энергетическое влияние на человека. Поэтому важно выбрать именно те цвета, которые привнесут гармонию в атмосферу дома. В этом процессе необходимо грамотно использовать сочетание цветов в интерьере: таблица гармоничных комбинаций поможет даже обычное помещение превратить в абсолютно безупречное место.

Создавая дизайн нужно отталкиваться не только от своих предпочтений, но и следовать определенным правилам. Их соблюдение обеспечит результат более высокого уровня. Многие специалисты развивают на этом базисе целую науку колористического оформления помещений.

Основные опорные моменты следующие:

  • правильно выбранная основа – фундамент дальнейшего декорирования;
  • все цвета делятся на две группы – холодная и теплая гамма, что обязательно учитывается при их комбинировании;
  • большому помещению придадут уют теплые тона;
  • маленькая площадь зрительно увеличится за счет холодной палитры;
  • при выборе оттенков для дизайна кухни следует помнить об утверждении, что одни цвета способны повысить аппетит, а другие наоборот будут его угнетать;
  • цветовая палитра спальни должна способствовать отдыху – как моральному, так и физическому;
  • выбор тонов для гостиной подбирается таким, чтобы удовлетворить большинство предпочтений;
  • выбор стиля – это определяющая основа, какие цвета нужно использовать;
  • желательно все продумать как можно основательнее: цвет способен видоизменить общую картину, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Стилевые сочетания цветов и их влияние на настроение человека

Каждому стилю присущи определяющие тона, поэтому применяя в дизайне определенное стилевое направление, следует учесть соответствия, приведенные в таблице:

Стиль Цвет
Прованс Светло-розовый, молочный, голубой
Эко – стиль Болотный и коричневый
Барокко Пастельные тона
Классический Обязательное присутствие белого
Хай-тек Серый металлик, черный, белый
Модерн Коричнево-бежевый, синий, зеленый
Минимализм Черно-белый
Футуризм Белый, лимонно-желтый, ультрамариновый, салатовый
Пин - ап Светло-розовый и теплый желтый
Кантри Песочный, светло желтый, коричневый
Лофт Оранжевый, красный, синий, зеленый

Следование этим зависимостям не даст допустить грубую ошибку в процессе работы.

Не стоит также забывать о влияниях, оказываемых определенными цветами:

Оттенок Влияние на настроение человека
Оттенки желтого и зеленого Оптимизм, спокойствие, умиротворение, уменьшение усталости, расслабление
Пастельные тона желтого, бежевый Создание уюта, душевного спокойствия, принятие компромиссных решений
Бирюзовый Ощущение легкости, свежести
Голубой Спокойствие, умиротворение, хороший сон
Желтый и оранжевый Теплота, уют, тонус всего организма, стимуляция активных участков мозга
Белый Отличный фон для любого дизайнерского решения, чистота, порядок, вдохновение, но его обилие приносит холодность в помещение
Черный Подходит для графических видов интерьера, может придать мрачность, угрюмость
Серый Всегда выглядит по-деловому, независимо от применения ярких акцентов

Цветовой круг сочетания цветов: основной принцип использования

Для удачного подбора дизайна любого помещения используют круг сочетания цветов. Его структура состоит из 12 секторов. Каждый сектор содержит один цвет, а точнее все его оттенки. Градуирование происходит от светлого тона в центре и до темного на краю круга.

Спектр начинается с трех основных цветов: синего, желтого и красного. Далее, при их смешивании появляются вторичные оттенки: фиолетовый, зеленый и оранжевый. Соответственно, далее происходит смешивание вторичного и первичного колера, и в итоге получаются третичные сочетания.

Используя этот круг можно подобрать цветовую палитру нескольких различных направлений:

  1. Однотонный тип.
  2. Комплементарное сочетание.
  3. Гармоничный тип.

Однотонный тип основывается на использовании одного лишь цветового сегмента. Сочетание цветов между собой здесь происходит от светлого до темного оттенка одного цвета. Такой монохромный подход встречается довольно редко. Не всегда получается обойтись без каких-либо контрастных вкраплений.

Комплементарное сочетание дает очень качественное, яркое оформление. Используя цвета, диаметрально противоположные, создаются небольшие композиции, но очень эффектно ставятся нужные акценты. Например, по этому принципу используются такие пары:

  • сочетание бирюзового цвета в интерьере с красным;
  • сочетание фиолетового цвета с желто-зеленым;
  • сочетание в интерьере зеленого цвета с красно-фиолетовым.

Классические варианты сочетаний: основа из трех и четырех цветов

Гармоничный тип основан на использовании одного основного, двух поддерживающих и одного дополнительного – черного или белого цвета.

Основной вариацией такого подхода считается триада. Сочетание цветов цветового круга основывается на использовании 3 равноудаленных колеров. На фото сочетаний цветов в интерьере можно отметить выбор одного главного и 2 поддерживающих оттенков. Такое соединение встречается часто не только в работах, сделанных человеком, но и в дикой природе. Это доказывает абсолютную правильность его использования.

Как вариант многие рассматривают аналоговую триаду. Берут 3 цвета, расположенные рядом на круге. Один – главный, второй – поддерживающий, третий – акцентирующий. В дальнейшем на основе этого принципа выстраивается очень правильная дизайнерская линия.

Отдельно нужно упомянуть о контрастной триаде. Здесь требуется взять основной цвет и найти его диаметрально противоположный. Но в сочетание к главному добавить не его, а два соседние к нему цвета. В итоге получится более мягкое, не сильно кричащие использование тонов.

Существуют правильные сочетание на основе не только трех цветов, которые называют триадами, но и на основе четырех. Известна прямоугольная схема, в которой цвета являются попарно комплементарными. В этом варианте 1 – главный, а остальные вспомогательные. Например, удачными для сочетания бежевого цвета в интерьере с другими цветами являются голубой, коричневый, изумрудный.

Еще один вариант направит на хорошее решение: использование цветов по принципу квадрата. Такое действие схоже с предыдущим, но отличие лишь в том, что цвета равноудалены между собой.

Сочетание цветов в интерьере: таблица, основные правила и направления

Для создания модного образа своего жилища нужно иметь элементарное понятие о сочетании цветов. Применение цветового круга не всегда легко в использовании. Поэтому часто прибегают к помощи определенных таблиц, в которых не нужно что-то высчитывать самим, а все уже подобрано специалистами. Поэтому можно без труда определить наиболее оригинальное сочетание цветов в интерьере гостиной или в другой комнате.

Такие таблицы могут быть представлены в виде большого набора цветов, между которыми отмечено степень сочетаемости. Самостоятельно соединив два оттенка, уже видно стоит ли использовать именно их или же нужно задуматься о более правильном выборе.

Существуют и такие таблицы, которые содержат уже готовые решения. Это собрание четырех тонов, которые наиболее удачно комбинируют между собой. Использовав такие простые примеры можно без труда подобрать наиболее гармоничный вариант для любого помещения. Их построение все также основывается на цветах круга сочетания цветов.

Некоторые таблицы слева содержат основной базовый оттенок, расположенный вертикально. Далее, есть несколько цветовых рядов: возможные оттенки того же цвета, возможные оттенки других цветов и несколько контрастных оттенков.

Примеры табличных сочетаний

Сочетание бирюзового цвета в интерьере с другими оттенками в виде готовых таблиц могут быть представлены с определенными названиями, как например, «мечты о лете», «встреча в кофейне», «лаймовый поцелуй» и др. Этот цвет способен выделить мягко и ненавязчиво нужные детали помещения. Разнообразие его оттенков от темной лазури до нежного аквамарина дает широкое поле для действий дизайнерам.

Сочетание зеленого цвета в интерьере также можно найти в виде готовых решений. Если, например, взять светло-зеленый оттенок, то отличный результат получится при использовании его с баклажанным, фиолетовым, бордовым, теплым желтым и оранжевым оттенком. Последнее время весьма популярен нежный мятный тон, который отлично гармонирует с белым, серебристым и светло-коричневым тонами.

Если за основу взять глубокий и насыщенный темно-зеленый, то он уже будет сочетаться с холодными оттенками красного, лимонно-желтого. Темно-оливковый оттенок стен хорош в сочетании в интерьере цветов штор и обоев темно-коричневого или белого оттенка с контрастными акцентами розового.

Используя такие нехитрые готовые таблицы сочетаний, результат интерьирования любого помещения будет очень хорошим, даже без дополнительной помощи специально обученных дизайнеров.

Сочетание цветов в интерьере кухни: фото удачных идей

Качественно продуманные составляющие дизайна кухни дадут наиболее позитивный результат. Тут во внимание нужно брать отделку стен, потолка, пола, выбранную мебель. Основным критерием отбора вышеперечисленных параметров будет цветовая гамма. В этом вопросе специалисты чаще всего приходят к такому решению: если стены выполнены в ярких, вызывающих тонах, то кухонная мебель должна быть исполнена в спокойно-постельных красках. И наоборот.

Часто используют оформление кухонных гарнитуров «под дерево». В этом случае хорошее сочетание цветов в интерьере с коричневым цветом дадут кремовый, розовый, ярко-голубой, зеленый и бежевый. Опираясь на выбор такой палитры можно распределить понравившиеся цвета между отделкой разных частей помещения.

Последнее время особой популярностью пользуются кухни в стиле хай-тек. Базовый цвет такого дизайна – серый. Несмотря на то, что он считается скучным и сугубо деловым, прекрасное сочетание цветов с серым в интерьере у темно-розового, красного, фиолетового и ярко-синего.

Важные правила при планировании кухонного интерьера

Создание дизайна определенной линии основано на нескольких правилах:

  • выбрав основной цвет и его дополняющие, следует помнить, что на разных поверхностных фактурах он может смотреться по-разному;
  • контрастные цвета очень часто используются для зонирования помещения;
  • для того, чтобы разнообразить однотонный интерьер, прибегают к помощи рисунков, линий, геометрических фигур.

Статья по теме:

Профессиональные советы для тех, кто делает ремонт своими руками. Подготовка стен под покраску. Выбор трендовых цветов и фактур.

Желая иметь броский и немного вызывающий дизайн, используют контрастные цвета. Но при оформлении всегда нужно чувствовать тонкую грань, иначе можно не избежать безвкусицы. Использование контрастных акцентов всегда делает обстановку яркой и впечатляющей. Например, сочетание цветов голубого и металлика ярко оттенит черный. Даже учитывая то, что он глубокий, строгий и печальный, в эту триаду он впишется замечательно.

Полезный совет! Основной базой для выбора палитры должен стать следующий тезис: мебель всегда темнее стен, но светлее пола.

Плюс к этому нужно помнить следующие соответствия:

  • оранжевый сочетается с синим и серым;
  • красный – с белым, серым и черным;
  • желтый – с фиолетовым;
  • голубой – с персиковым;
  • сиреневый – с зеленым.

После этого выстраивается полная гамма . Фото сочетаний цветов также показывают, что глянцевые поверхности расширяют насыщенность, глубину тонов, а матовые – наоборот. Используя этот факт можно эффектно сыграть на разнообразии предлагаемых материалов и достичь наиболее желаемого результата.

Сочетание цвета с другими цветами в интерьере гостиной

Прямо пропорциональная зависимость интерьер-предназначения располагает к правильному подбору цветов гостиной комнаты. Если она используется только для приема гостей и семейных посиделок, то лучше всего будет использовать оттенки, способствующие длительному общению, неторопливому и естественно текущему отдыху, проведению веселого мероприятия. Эта комната задает общий баланс красоты и уюта в доме, поэтому требует повышенного внимания при оформлении.

Полезный совет! Красные тона с золотом дадут ощущение праздника, зеленый и оливковый – тягу к интеллектуальным играм и чтению. Сочетание цветов фиолетового цвета и, например, серого расставит определенные акценты и оживит дружеские посиделки.

Но не всегда центральная комната дома или квартиры может использоваться только по прямому своему предназначению. Очень часто она выгодно совмещает в себе еще и функции спальни.

В этом случае хозяевам приходится находить идеальный компромисс в дизайнерском решении. В зависимости от темперамента можно подобрать хорошие варианты. Не стоит, однако, забывать о влиянии цвета на сон и отдых. Более сдержанные тона, сочетания бежевого цвета в интерьере, бирюзового, лавандового, изумрудного и лазурного дадут ощущение полного релакса в спальне и в то же время будут гармонично смотреться в гостиной.

Если стены бежевого цвета – сочетание цветов в интерьере гостиной будет нетрудным выбором для хозяев. Ведь базовый бежевый оттенок – идеальная основа для практически любого цветового решения. Можно подобрать массу вариантов любого направления. Таким подходом очень часто пользуются в силу его универсальности. В ситуации использования одного помещения для различной функциональной нагрузки приводит к необходимости его четкого зонирования.

Чтобы избежать излишней перегрузки пространства различными стеллажами, нишами или ширмами правильно будет применить цветовую палитру для распределения территории. Такая тактика очень часто применима и славится хорошими откликами о себе. Ведь как приятно находиться в помещении, в котором и свободно и в то же время все четко структурировано.

Фото сочетаний обоев двух цветов в гостиной четко демонстрируют возможность зонирования помещения для увеличения его функциональности. И в то же время придает ему особенную черту. Красиво подобранные тона при этом приеме сделают интерьер оригинальным.

Сочетание цветов в интерьере спальни: цвета и удачные комбинации

Ни для кого не секрет, что хороший правильный отдых – залог здоровья. Для обеспечения этой важной части жизни каждого человека требуется помещение максимально удовлетворяющее его индивидуальные потребности.

Необходимо разработать так, чтобы он был комфортным, приятным и располагал к отдыху. Таблица сочетания цветов в интерьере даст возможность подобрать нужные варианты. В зависимости от личных предпочтений используются холодные или же теплые тона, часто прибегают к помощи так называемого выбеления цвета. Такая практика делает любимый ярко-кричащий оттенок более подходящим для комнаты отдыха.

При выборе нужно помнить, что количество цветов не может превышать 7, при этом берется во внимание все: цвет потолка, мебели, аксессуаров и т. д. Процент ярких тонов – 10. Чем больше присутствует цветов для оформления, тем менее яркими они должны быть.

Яркий стиль в спальне: правильное тоновое решение

Фото сочетаний цветов в интерьере спальни показывает, что использование даже глубокого красного цвета хорошо подходит для создания современного дизайна. Такой вариант понравится людям с активной жизненной позицией. Если же немного разнообразить этот цвет, то можно получить другой очень модный вид, который основывается на терракотовом оттенке.

Основываясь на таких тонах, многие часто прибегают к использованию золотистых вкраплений. Очень хороший результат даст тандем красного и темно-зеленого. Глубины и важности спальне придаст сочетание золота с коричневым оттенком.

Если нравится красный цвет, но хочется более спокойной атмосферы, то можно смело использовать алый или цвет охры. Комбинированием с базовыми цветами пастельного характера можно добиться и яркого акцента, и благочестивой глубины.

Использовать цвет бодрости и веселья – оранжевый в спальной комнате нужно с осторожностью. Он подходит многим активным и подвижным людям. Такие его родственные тона, как тыквенный или мандариновый идеально подойдут для доминирующей окраски. Хорошо смотрятся в сочетании с цветом слоновой кости или бежевым.

Если выбор однозначно пал на желтый цвет, то здесь нужно подойти к вопросу очень осторожно. Специалисты дизайнерских компаний не советуют применять его как локальный. Правильнее всего будет применить грушевый или кукурузный оттенок.

Покой в спальне: как этого добиться с помощью цвета

Большинство людей склонно воспринимать спальную комнату как центр спокойствия и умиротворения, поэтому не используют при ее оформлении ярких насыщенных цветов. Выбор чаще всего приходится на пастельные тона. Именно они способствуют практичному отдыху и полноценному восстановлению физических и эмоциональных сил.

Голубой цвет идеально подходит для оформления комнат отдыха. Его смело ассоциируют с водой, ее природной чистотой. По таблице сочетания цветов он хорошо смотрится с естественно природными оттенками дерева и бежевым.

Прилив бодрости и чистоту мыслей в полном объеме обеспечит зеленый цвет. Используя его как базовый при оформлении комнаты, легко добиваются такого эффекта. Чтобы комната не казалась немного скучной или угрюмой можно комбинировать этот цвет с такими нейтральными оттенками, как белый или светло-бежевый.

Сочетание коричневого цвета в интерьере с бежевым, зеленым или фиолетовым придаст некоторую таинственность. В комнате будет уютно и спокойно. Именно коричневый оттенок выбирают приоритетным, а остальные будут выполнять вспомогательную роль.

Многие пастельные оттенки очень хорошо сочетаются между собой, поскольку они взаимно дополняют друг друга. Бежевый, кремовый и абрикосовый несут положительную энергетику. Часто выступают основой дизайнерской линии и хорошо оттеняются другими цветами, выступающими в роли ярких контрастных акцентов.

Стилевым решением хай-тек будет сочетание цветов с серым цветом в интерьере. Идеально он будет смотреться с вышеупомянутым красным. Очень распространено в последнее время соединение в одну смысловую картину серого и сиреневого цветов. Превосходно такое соединение будет оттеняться мебельным гарнитуром белого или же темно-коричневого цвета.

Сам по себе серый оттенок способен сыграть двоякую роль при любом оформлении. Где нужно он подчеркнет яркость другого, а где нужно может приглушить. Создать комфортную атмосферу в спальне ему помогут также такие цвета, как синий, зеленый, розовый или бежевый.

Обратите внимание! Сочетание серого цвета в интерьере хорошо вписывается в различные стилевые решения. Именно поэтому он пользуется большим спросом у владельцев современных квартир.

Сочетание цветов в интерьере спальни могут быть различными, но существуют и такие моменты, которых следует избегать. Например, контрастные решения немного неуместны. Такие варианты, как оранжевый с фиолетовым, желтый с синим, зеленый и лиловый не подойдут для интерьера комнаты отдыха. Их сочетания очень пестрые и вызывающие, не дадут возможности расслабиться и отдохнуть. Поэтому продумывая каждый шаг нужно правильно анализировать ситуацию и выбирать гармоничные сочетания.

  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Цветовая гармония

    Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

    Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

    Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

    Гармония - это равновесие, симметрия сил.

    Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» - зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.

    Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем близкий по светлоте серый квадрат меньшего размера. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, на зеленом - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым (рис. 31-36). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

    Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны.

    Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи - желтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зеленый - собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. По законам физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный цвет.

    Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

    Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат. Если мы будем смотреть на черный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

    Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

    • красный - зеленый = красный - (желтый и синий);
    • синий - оранжевый = синий - (желтый и красный);
    • желтый - фиолетовый = желтый - (красный и синий).

    Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

    Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

    Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

    Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причем их цветовая композиция, сточки зрения вышеизложенного, не является гармоничной.

    Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчеркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сёра говорит, что искусство - это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства.

    Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.

    Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».

    Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

    Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. Мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, равной степени насыщенности, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или черным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - цветотональную гармонию».

    Когда Оствальд утверждает, что «...цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто свое субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов.

    Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой насыщенности и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

    Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, то есть дающими при смешивании серый цвет. Так, в моем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет.

    В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

    Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании светлоты основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:

    • желтый: красный: синий = 3: 6: 8

    Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

    Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Желто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причем каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть желтый действует на зрителя как желтый, красный - как красный и синий - как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь дает темный черно-серый цвет.

    Желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие желтого, красно-оранжевого, фиолетового и сине-зеленого объединены квадратом. Прямоугольник же дает сгармонизованное сочетание желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и желто-зеленого.

    Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из желтого, красного и синего, треугольником, объединяющим желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолето вый и желто-зеленый.

    Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвященном гармонии цветовых созвучий.